Митинг, прошедший 18 марта в Бишкеке и окончившийся задержанием 5-ти его участников, в СМИ и соцсетях успели окрестить «несостоявшимся». Вновь заговорили о противостоянии властей и «бунтовщиков». Одни узрели начало революционной весны с характерным «кетсин», другие, говорили об исключительно мирной направленности шествия с присущими ему атрибутами – шариками, малолетними детьми, кружками кофе на руках…
«Какие шарики? У нас с безобидных тюльпанов, может начаться нечто неконтролируемое, не говоря уже о перспективах «мирного поедания мант», — уверены сторонники «стабильности».
Попытка «сбить на взлете» только лишь предполагаемые, не очень массовые выступления выявила, таким образом, еще один момент — власти крайне нервно реагируют на скопление людей. Пусть даже в мирных целях, что и привело к череде странностей…
Странность № 1
Участники митинга-шествия «За свободу слова и политические права» подверглись задержаниям и арестам. Судебное решение о якобы несанкционированности мероприятия выносилось в ночь на 18 марта, аккурат, когда люди уже вышли с шариками и плакатами на улицы, а адвокаты уже не успели обжаловать вердикт суда на его незаконность.
В итоге – организаторов шествия обвинили в нарушении общественного порядка, а 5 человек отправили в кутузку…
Таков итог мирного марша, который организовали оппоненты власти, которые решили выступить против давления на независимые СМИ, журналистов и активистов.
Странность № 2
Адвокаты не смогли обжаловать решение районного суда. Выходные, нерабочие дни пришлись в Кыргызстане до 21 марта. В итоге, праздник Нооруз, 5 «мелких хулиганов» провели в заключении.
Странность № 3
Первое, что бросалось в глаза – отряды милиции и специальные автобусы, куда запихивают обычно лидеров акций и увозят как задержанных за правонарушения. Милиционеров было больше чем участников акции.
Позднее, как, оказалось, подогнали специальный автотранспорт не случайно – они были применены по назначению.
Странность № 4
Результат операции по обеспечению общественного порядка был резонансным.
СМИ, в том числе мировые, распространили снимки автозаков с «упакованными» гражданами, которых буквально скручивают милиционеры. Власть показала, как надо предотвращать скопление граждан в общественных местах. Но ведь сами, же при этом заявляют о «позорности» мирного митинга, не сумевшим обеспечить массовость?
Странность № 5
Ряд исков против интернет-издания «Азаттык», «Заноза» и журналиста последнего Генпрокуратура предъявила подряд 3 судебных иска на общую сумму 27 миллионов сомов (более $385 000). Партия президента СДПК предъявила двухмиллионный иск против ИА и «24. kg» и его журналиста. По распоряжению и с участием силовых ведомств, если отдельные журналисты выдворяются из страны, то к другим в вечернее время выезжает милицейский наряд, чтобы доставить на допрос.
Это все происходит на фоне неприязни, которую публично выражает президент Алмазбек Атамбаев к вышеуказанным СМИ и отдельным журналистам.
Борьба за права должна быть системной
По словам представителей движения «Жаны Муун», этим маршем неравнодушные бишкекчане, журналисты, политики, правозащитники планировали выступить против репрессий, которым подвергаются независимые СМИ, а также пропаганды ненависти и наглого вранья на телеэкранах.
По словам Эдиля Байсалова, одного из организаторов марша, проведение мероприятия ранее было согласовано с мэрией Бишкека. В соответствии с законом, организаторы предъявили все требуемые уведомления, согласовали свой маршрут.
«Однако, районный суд издал противозаконное постановление об ограничении нашего права на мирное шествие. Это вопиющие беззаконие! Мы не мы призываем к насилию, не блокируем дороги. Суд счел необходимым елейно, ночью вынести свое решение и сегодня утром вручили это постановление, тем самым ограничив маршрут марша», – сказал он.
Участники марша подчинились решению суда. Многие люди были напуганы и остались на месте сбора участников, потому что колонна шла быстрым маршем и, в конечном итоге, вдоль центральной улицы пришла малое количество людей.
«Все, чего мы добились в сфере свободы слова – это результаты борьбы с беззаконием. Это заслуга всего нашего общества. Мы пережили дни в сто раз темнее, чем сейчас, мы пережили ночи в сто раз чернее, чем сейчас, мы пережили власть, в сто раз сильнее, чем сейчас. Нас не запугать и не отнять нашу свободу слова», – сказал Эдиль Байсалов, выступая перед участниками марша.
Далее микрофон передали экс-генпрокурору, ныне депутату из парламентской фракции «Ата Мекен» Аиде Саляновой, против которой возбуждено уголовное дело.
По ее словам, никто из участников марша не думал нарушать закон, но власть пошла на этот шаг, приняв решение ограничить маршрут шествия.
«Ранее был разработан сценарий с задержанием с указанием тех лиц, кого следует задержать. Но борьба не будет на этом остановлена. Мы вместе, сообща будем бороться за свободу слова и стоять до конца на защите своих прав», – отметила Салянова.
Экс-депутат парламента Равшан Жеенбеков отметил, что движение за свободу слова нуждается во всеобщей поддержке.
«Мы нуждаемся в массовой поддержке наших усилий. Власть препятствует мирному митингу. Но мы не намерены ограничиваться лишь этим маршем. Мы будем и дальше противостоять произволу властей. Активная фаза наших действий определена на конец марта и начала апреля, когда начиная с регионов, в частности, с общенародного курултая (народное собрание) в Джалал-Абаде начнутся митинги против арестов, давления на СМИ и политических гонений», – сказал политик.
Другой депутат Жогорку Кенеша из партии «Ата Мекен» Алмамбет Шыкмаматов, против которого также возбуждено уголовное дело, заявил, что «власти добрались теперь до независимых журналистов».
«На их недвижимость налагается арест. Власти всеми способами хотят продлить свои дни. С помощью грубой силы, репрессиями хотят сломать журналистов. Но то, что они делают, равносильно остановить движущийся на большой скорости поезд. Не склоним головы перед теми, кто пытается нас задушить», – сказал он.
Другой активист Сапар Аргымбаев напомнил, что ровно как год – 22 апреля 2016 были задержаны политические оппоненты действующих властей, якобы готовящих государственный переворот.
«Тогда мы не придали этому особого значения. И вот теперь это равнодушие вылилось в то, что начали арестовывать имущества журналистов. Власть пытается загнать нас в угол. Кучка коррупционеров, придя во власть, не желают, чтобы журналисты расследовали источники их обогащения. Один говорит, что земли достались ему в наследство от отца, другой утверждает, что деньги ему дал Бог… Хочу обратиться к ним – что вы делаете? Говорили, что Бакиев кровожадный, но эти оказались мстительными…», – отметил Аргымбаев.
Депутат – «атамекеновец» Каныбек Иманалиев сравнил свободу слова с горными ледниковыми вершинами, которые «чисты и святы для нас, и которые недосягаемы».
«Свобода СМИ также должна восприниматься. Кыргызы испокон веков ценили и оберегали слово. Придавали особое значение метко сказанному слову. Мы должны подобно широкой реке охватить всех, кто защитить наше богатство – свободное самовыражение. Журналисты сегодня выявляют коррупцию, значит, мы обязаны защитить их», – уверен политик.
Журналист Улукбек Бабакулов отметил, что Атамбаеву “следовало не забывать, с чего начинались события 2005 и 2010-х годов – они начинались с нападок на журналистов”.
«В стране не осталось ни заводов, ни фабрик, единственное, что было – это свобода слова. Президент говорит, что нам некуда уезжать, и мы никому не нужны, кроме Кыргызстана… Я бы ему ответил его же манерой – фильтруй базар. Мы не уедем, потому что это наша страна. Свободная страна. Ни Туркмения, ни Афганистан. Хотя, на сегодня даже африканские страны по уровню свободы слова и росту экономики оставили нас позади», – высказался журналист.
Подытоживая мирный митинг, активист Адиль Турдукулов сообщил, что на 23 марта намечено проведение форума свободы слова. В конце месяца состоится очередной митинг-марш.
По словам участникам состоявшегося сегодня марша, многие кыргызстанцы предпочли в выходной день отсидеться дома, отслеживая события в социальных сетях, или были на приятных обывательских для них мероприятиях.
Слова, звучащие с улиц Бишкека “о борьбе за свободу слова”, “о тотальном давлении в СМИ”, “об арестах не согласных с политикой властей”, и многомиллионных исках против блогеров и активистов, многие склонны и продолжают воспринимать как издевательство над здравым смыслом.
Но, на фоне нынешней ситуации неприкрытого, дерзкого преследования представителей оппозиции с целью сломать их, вполне закономерно, что информационный вектор, направленный против них сегодня, уже завтра направится против тех, кто сидит на кухне и ругает «бездельников-болтунов». Потому как в «закрытом, несвободном» обществе физические расправы, репрессии, преследование … судебные процессы ставятся на конвейер и могут коснуться каждого, считают организаторы практически не состоявшегося шествия.
Гульмира Тыналиева.