Коридор свободы

0
8647

Обществу нужен  коридор между стенами. Важно, чтобы проход оставался свободным для движения. Важно, чтобы и стены не исчезли, без них получится «гуляй поле». По коридору движется публика в сопровождении журналистов, которые кричат (или лают, если хотите), чтобы со стен не бросали камни, чтобы не веяло страхом от этих стен.

«Самое главное для общества — это умение бороться со страхом», — это сказал Габриэль Маркес, написавший о полковнике, который победил в себе страх перед смертью от нищеты. Свобода общества от страха — это прежде всего «свобода людей от правителя», если говорить по-нашему — «свобода электората от страха перед президентом». Вот этого чувства у нас нет. Конечно, все наши правители усердно пытались внедрить это  на весь век, но в итоге сами получили страх перед своим народом на всю оставшуюся жизнь.

Надо говорить о том, что главную роль в борьбе с нашими правителями сыграли наши газеты, которые появились в самом начале национального суверенитета.  Их было три — «Асаба», «Кыргыз Руху» и «Res Publica». Они бичевали тех, кто  публично танцевал под лозунгом «мой президент», мечтая превратить Аскара Акаева в фараона, они озвучивали призыв к «бессрочному президентству», мол, такой «чингизид» рождается раз в тысячу лет. Разве надо было им рукоплескать? Нет, газеты таких «пресмыкающихся тварей» закапывали между строчками. Они выражали презрение тем чиновникам, которые имеют способность сбрасывать свои хвосты, как хамельоны —  они захлебываются от восторга, когда получают должность от хозяина, и паскудно скулят, когда их снимают с постов, и так происходит перед каждым новым хозяином. Газеты вели беспощадную битву с теми чиновниками, которые давили судебными исками редакторов за то, что они разоблачали их «золотоносные аферы». При этом услуги адвоката оплачивались за казеный счет в виду своей фантастической скупости истца. Ни газету, ни ее авторов аресты и тюремные камеры не испугали.  Что касается вчерашнего «Плюшкина», то сегодня он в Конфуция» не превратится.

Газеты сражались с ушлыми олигархами, один из них сейчас отмечает, что Бакиев был совсем «недалеким человеком».

Допустим, но это гнусно слушать от того, кто вчера называл его «сверхчеловеком» и просил усыновить. «Дети лейтенанта Шмидта»  при каждом президенте  просятся в сыновья, и при каждом залезают  за пазуху. Лицемеры срама не имеют, «подлецу все к лицу». От избытка пресмыкательства наши «футлярные чиновники» не умрут, зачем, если их при каждом пересаживают с кресла на кресло, они уже как «вечные жиды». Им будут верить, пока не состарятся.

Как выразился один сатирик, чиновник дерево не сажает, он его распиливает. Газета тоже не сажает деревья, но она «распиливает» чиновников, вдоль и поперек, иначе останемся на голой земле. Цель газеты в том, чтобы сторожить деревья. Чиновники любят сравнивать журналистов с собаками, один из генпрокуроров бакиевского периода меня так прямо и обозначил в прессе, я ответил ему серьезно и вежливо, что так оно и есть, что все мы немного собаки, вот только он пес придворный, а я сторожевой. Этим и успокоили друг друга.

Башар Асад (президент Сирии) недавно сказал так: «Демократия как скорпион, если это положить в карман, то рано или поздно может нанести смертельный укус». Образно, но и странно, зачем держать ее (демократию) в карманах правителей и сейфах партий. Это надо держать на виду у всех, не прятать от народа, а сбрасывать их (скорпионов) с крыльца, как это делал Иван Грозный. Сириец здесь прав в том, что «скорпионовая демократия» порождает чудовищ, это уже очевидно всему миру, они доберутся в логово тех, кто их взрастил, и тогда им не поможет «буря в пустыне».

Из трех указанных газет уцелела только одна — «Res Publica». Прошло уже 25 лет, но она сохранила не только своего главного редактора, но и свои традиции и принципы. И дело не в количестве полос и объеме тиража, а в качестве того, что напечатано. Иногда достаточно и нескольких слов, чтобы укрепить дух человека и освободить его от страха перед жизнью. В 18 веке русский классик  поэт Г.Державин написал всего две строки, вот они.

В мой жестокий век восславил я свободу
И истину царям с улыбкой говорил

Этого оказалось достаточно, чтобы хлынул следом мощный поток свободомыслия. В следующем веке кыргызский классик акын  Арстанбек также сочинил  всего две строки.

Лишь с народом ты велик,
Без народа ты «кийик»

Адресовано  было правителю одного из кыргызских родов, «кийик» значит «козерог». Правителя до него так не сравнивали, после него тоже открылись шлюзы перед авторами,  и это была традиция на все последующие века, традиция свободы слова и мысли.

Вот это и хранится сегодня  на страницах  издания «Res Publica», вот это утверждается и продолжается, чтобы коридор независимости нашего государства не забросали камнями. Честь и слава этой газете за миссию «сторожевого пса» демократии.

Кубан Мамбеталиев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.