Участники политического форума «Политика – без социальных потрясений. Выборы – без фальсификаций», обсудив текущее социально-экономическое и политическое положение в стране, задачи, стоящие перед страной, отмечают, что, несмотря на различие политических взглядов, участники форума едины в стремлении углублять демократические преобразования и не допустить дестабилизации политической обстановки в обществе.
Многие из нас прошли через разные жизненные ситуации. Были и ошибки, и недостатки. Однако, никто и никогда не мог нас обвинить в отсутствии патриотизма и любви к своему народу и своей Родине. Наш жизненный и политический опыт подкреплен огромным желанием сделать все от нас зависящее, чтобы народу жилось лучше, безопаснее, богаче.
Очень важно, чтобы нынешний год, объявленный Годом нравственности, воспитания и культуры, не стал годом разжигания междоусобной «войны», нездоровой борьбы за власть, годом разделения людей по признакам землячества, родам, национальностям, религиозным и прочим критериям. К сожалению, предпосылки для подобных опасений имеются. В частности, последние выборы в Жогорку Кенеш и местные органы власти наглядно продемонстрировали ставшие масштабными подкупы избирателей, факты многочисленных фальсификаций результатов голосования.
В связи с изложенным, участники форума заявляют:
1. Принять к сведению заявление президента Кыргызской Республики А.Ш. Атамбаева об обеспечении им осенью этого года проведения честных и демократичных президентских выборов и, в связи с этим определить, что персональная морально-политическая ответственность за недопущение использования административных ресурсов и злоупотреблений властных структур при проведение избирательной кампании возлагается на него.
2. Действующий президент и все, кто намеревается выставить свою кандидатуру на предстоящих президентских выборах, должны взять обязательство не только приостановить свое членство в политической партии, но и полностью выйти из ее рядов на время исполнения должности президента, если будет он избран. Более того, избранный президент не должен состоять в какой-либо политической партии даже после ухода с должности, никогда и никоим образом не должен участвовать и не должен поддерживать никакую из политических партий. Он должен стать, образно говоря, стать «отцом нации».
3. Признать, что использование автоматических считывающих урн (АСУ) на выборах Жогорку Кенеша и местных органов власти явилось одной из главных причин, вызвавшей у многих сомнение в проведении честного подсчета голосов избирателей. К тому же применение АСУ требует выделения значительных средств налогоплательщиков на их периодическое восполнение, ремонт, приобретение запчастей, обучение операторов, надлежащее хранение и так далее.
Даже в самых развитых демократических странах не применяют электронные системы автоматического подсчета голосов, имеющие функции заблаговременного программирования. Участники форума в ближайшее время представят альтернативные системы подсчета голосов, намного превосходящие АСУ по прозрачности, надежности и экономической эффективности, а также другие конкретные меры по созданию действительно демократической избирательной системы.
4. Учитывая, что действующая Конституция четко и однозначно определила круг полномочий президента и не допускает произвольного толкования, считать самовольное расширение главой государства своих функций подпадающими под действие части 2 статьи 5 Конституции, в которой прямо записано: «Никакая часть народа, никакое объединение, никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве. Узурпация государственной власти является особо тяжким преступлением».
5. Считать необходимым и основанным на конституционных принципах положение о том, что любое изменение Конституции, затрагивающее полномочия ветвей власти, должно автоматически приводить к новым выборам. После внесения изменений в Конституцию на всенародном референдуме 11 декабря 2016 года этого не произошло. Исходя из данного требования, президент, который должен быть избран в 2017 году, обязан включить в свою предвыборную программу обязательство добиваться проведения досрочных парламентских выборов весной 2018 года.
6. Исходя из того факта, что правительство оказалось неспособным вывести страну из экономического кризиса, оргкомитет форума совместно с заинтересованными политическими партиями, общественными организациями проведет Экономический форум, где будут предложены более эффективные меры возрождения производства в основных сферах экономики, привлечения инвестиций, в том числе, на принципах народного IPO.
7. Практика работы Антикоррупционной службы (АКС) ГКНБ показала, что этот орган зачастую используется для борьбы с политическими оппонентами власти. Причем, для помощи АКС привлекаются силы и средства других оперативных подразделений ГКНБ, что отвлекает последних от своих непосредственных обязанностей по надлежащему выполнению функций обеспечения национальной безопасности. Предлагается вывести АКС из состава ГКНБ с последующим приданием ей самостоятельного государственного статуса или же передать в виде подразделения в Генпрокуратуру, МВД или Финпол.
Необходимо деполитизировать ГКНБ и обязать органы национальной безопасности впредь заниматься только своими прямыми функциями в сфере разведывательной и контрразведывательной деятельности, в борьбе с терроризмом, противодействии политическому и религиозному экстремизму, а не отвлекаться на непродуктивную и несвойственную для спецслужб работу по привлечению к уголовной ответственности критиков действующей власти.
8. На предстоящих президентских выборах всем претендентам должны быть предоставлены равные возможности и условия. Участники настоящего форума предпримут все необходимые и законные меры для того, чтобы действия кандидатов в президенты не привели к неконституционному развитию событий. Президент А. Ш. Атамбаев заявил, что он не намерен проводить операцию «Преемник», в случае нарушения данного обещания участники форума оставляют право на объединение усилий для повсеместного противодействия подобным попыткам узурпации власти.
9. Контроль за реализацией положений настоящей резолюции и все последующие действия, направленные на укрепление конституционного порядка, политической стабильности, совершенствование избирательных процессов возлагаются на Координационный Совет форума.