Вышла книга Азимбека Бекназарова на кыргызском языке под названием «1916-жылкы геноцид», в переводе на русский значит «Геноцид 1916 года». Здесь рассмотрены документы и материалы, на основе чего сделан главный вывод, указанный в самом названии. В качестве аргументации приводятся цифры о погибших кыргызах и сделаны ссылки на авторов, отразивших эту тему. Но ни цифры, ни авторы не дают оснований для вывода о «геноциде». Это греко-латинское понятие в переводе значит «уничтожение рода», то есть целенаправленное истребление народа в качестве исполнения «государственной доктрины». Такое было со стороны государств, в которых установили фашизм, расизм и подобные режимы власти. В России 1916 такого режима не было, не было и государственной (царской) установки на поголовное уничтожение всех кыргызов. Они проживали в двух уездах Семиреченской области и двух уездах Ферганской области. При этом огромная часть жертв 1916 приходится на один Пржевальский уезд, куда входил г.Пржевальск и все побережье Иссык-Куля. Это составило 47 % от общих потерь в Семиречье (потери в Пишпекском уезде — 17,9 %, итого на кыргызскую часть области выходит 64,9 %).
Источники (точнее сказать, первоисточники) по восстанию 1916 года друг другу не противоречат, цифры статистики тех лет отражают факты без искажений, они делались по установленной методике. А вот в позднейших интерпретациях вносились «коррективы» в зависимости от идеологических установок власти. Представим эти цифры в системном виде.
Турар Рыскулов
В 1926 году в Москве был издан сборник «Очерки революционного движения в Средней Азии», куда вошел доклад Т.Рыскулова (казах). В 1920 году он был председателем ЦИК Туркестанской АССР, в 1938 расстрелян. Доклад называется «О восстании казахов и каракиргизов в 1916 году. Основные экономические и политические причины восстания». Он привел сведения областного статистического комитета относительно «убыли киргизского населения». Это цифры подсчетов по Семиреченской области, куда входило 5 уездов: казахские — Верненский, Джаркентский, Лепсинский, кыргызские — Пишпекский, Пржевальский.
«Общее число кибиток по области, по переучету на трехлетие 1916/18 года, определено было в 182.255. Следовательно, убыль их составила 29,12 %. Состав кибитки, по статистическим данным, определяется в 5,1 душ обоего пола. По этому расчету убыль кочевого населения области, вызванная восстанием, к январю 1917 года исчисляется в 270.632 душ обоего пола, а с прибавлением Мариинских дунган, бежавших в Китай, в числе 259 душ, всего по области убыль выразится в 273.222 (двести семьдесят три тысячи двести двадцать две) душ обоего пола» (Восстание киргизов и казахов в 1916 году. — Б., 1996, с. 34).
Отчет Алексея Куропаткина
Были подсчитаны и потери русских в 1916 году. Они даны в отчете генерал-губернатора Туркестанского края А.Куропаткина. Это потери по 5 областям края — Закаспийская, Самаркандская, Семиреченская, Сыр-Дарьинская и Ферганская области (кыргызы жили в Семиреченской и Ферганской). «От беспорядков и восстания туземного населения в Туркестане пострадало во всех областях 3709 (три тысячи семьсот девять) русских. Из них убито около 2325 и пропало без вести 1384». Отчет представлен императору России (Восстание киргизов и казахов в 1916 году. — Б. 1996, с.40). Отметим, что из этих цифр 87 % (убитые) и 78 % (пропавшие) относятся к одному уезду — Пржевальскому.
Эдвард Сокол
Цифры приведены в изданной в 1954 году книге американского автора Эдварда Дэнниса Сокола, где он цитирует данные из Сибирской Советской Энциклопедии, там была таблица потерь (приводим проценты от количества населения в уездах): Джаркентский уезд — 73 %, Прежевальский уезд — 70 %, Лепсинский уезд — 47%, Верненский уезд — 45 %, Пишпекский уезд — 42 % (Сибирская Советская Энциклопедия, т.1, с. 531).Сюда не вошел Копальский уезд (казахский). Исходя из этих цифр, Э.Сокол отметил, что «после 1916 в целом по Семиреченской области (в пяти уездах) потери среди коренного населения составили 20 %» (См.: Сокол Э.Д. Восстание 1916 в русской Центральной Азии. Перевод с англ. — Бишкек, 2016, с. 164). Цифровую раскладку по уездам дадим ниже, а здесь представим кыргызскую территорию:
Пржевальский уезд — 123600 (сто двадцать три тысячи шестьсот) чел.
Пишпекский уезд — 47000 (сорок семь тысяч) чел.
На кыргызскую часть Семиречья количество жертв составляет цифру 170600 (сто семьдесят тысяч шестьсот). Среди дунган из Пржевальского уезда это составляет 259 (двести пятьдесят девять) человек. Есть разница в процентах — у Т.Рыскулова убыль 29,1 %, у А.Энсона (автор раздела в указанной энциклопедии) вышло 20%. Расхождение в 9% вытекает из методики расчета, в данных от Т.Рыскулова одна кибитка — 5,1 чел., а в таблице это от 5,046 до 5,096 чел.
Данные по Туркестану
Приведем цифры по другим областям Туркестана, где имели место «очаги протеста» на царский указ по тыловым работам. В Акмолинском уезде (казахская территория) было убито 195 человек (сто девяносто пять) из числа местных. В Ферганской области 86 выступлений, в Самаркандской — 25, в Сырдарьинской — 20. В связи с этим 17 июля в Туркестане ввели военное положение, создали военные суды. Очаги были подавлены в течение двух недель. Это начиналось и завершалось на уровне стихийных вспышек — протестующие убивали волостного начальника, писаря и двух охранников, после чего вводили отряд солдат, который уничтожал зачинщиков, после чего против списков на тыловые работы уже никто не выступал. Эти стычки не переросли в восстание масс.
Джизакский бунт
Исключением стал Джизакский уезд, там проходила железная дорога. Повстанцы убили русского капитана, уничтожили полотно железной дороги на участке в 65 верст, разбили мосты, телеграф. Из Ташкента прибыли войска и бунт был подавлен, узбеки согласились на списки. Затем провели карательный рейд по кишлакам. Жертвы среди местного населения (узбеков) — 958 (девятьсот пятьдесят восемь) человек. Потери среди русских — 83 (восемьдесят три) убитыми. (Джизакское восстание 1916 года. — Красный Архив, 5 (60), 1933, с. 60-91).
Итоги демографии
В 1914 году были подведены демографические итоги по населению Туркестана, где данные по Семиреченской области представлены так: «За период в 1902-1913 годы (за 12 лет) киргизское население сократилось приблизительно на 8-10 %, произошло также уменьшение таранчинцев и дунган, зато количество переселенцев возросло более чем на 10 %» (Восстание киргизов и казахов, с.53). Если сравнить это с состоянием на начало 1917 года (за промежуток в 4 года), то население кыргызской части сократилось более чем на 50 %. Цифры жертв в советскую эпоху тщательно «маскировали», в суверенную «варьируют», делая предметом «творческой обработки», официальные данные либо не знают, либо игнорируют. Нужны им не факты, а лозунги, а цифры используют как наглядное пособие к своей политической платформе.
Итоги по цифрам
Подсчет потерь туземного населения в масштабе всего Туркестанского края (по пяти областям) не проводился, то есть общий сводный отчет не составили. Не было массового количества жертв во всех областях, они были только в одном уезде (Пржевальском) одной области (Семиреченской). Что же касается потерь русского контингента (переселенцы, солдаты, казаки, чиновники, торговцы), то это установлено досконально в масштабе всех областей Туркестана (и здесь подавляющая часть приходится на указанный уезд). Имелись списки, учет вели персонально, то есть поголовно, а не по-кибиточно, как у кочевников. Мы цитировали отчет А.Куропаткина, в дополнение еще цифры. Было убито в Туркестансском крае 24 (двадцать четыре) человека из состава российских чиновников, 55 (пятьдесят пять) человек из числа туземцев, принятых на службу в качестве чиновников. Потери из армейских частей (солдаты и казаки) — 97 (девяносто семь) убиты и 176 (сто семьдесят шесть) пропали без вести. Оставшаяся часть жертв — это 2204 (две тысячи двести четыре) убитыми и 1208 (тысяча двести восемь) пропавшими без вести. Сюда входят крестьяне-переселенцы, горожане, чиновники, торговцы, учителя, женщины, дети, гражданские лица, вооруженные ополченцы и дружинники. (Э.Д.Сокол. Восстание 1916 в русской Центральной Азии, с. 162).
Данные по Семиреченской области по жертвам из числа туземцев мы привели выше. Теперь, исходя из них, дадим полную раскладку по цифрам с процентным выражением. Включаем в эту раскладку данные по потерям среди дунган (они в отчете Т.Рыскулова). И картина предстанет так. Потери коренного населения Семиречья:
1. Дунгане (из Иссык-Куля) — 259 чел. — 0,2 %
2. Верненский уезд (казахский) — 9800 чел. — 3,7 %
3. Лепсинский уезд (казахский) — 17500 чел. — 6,6 %
4. Джаркентский уезд (казахский) — 64800 чел. — 24,6 %
5. Пишпекский уезд (кыргызский) — 47000 чел. — 17, 9 %.
6. Пржевальский уезд (кыргызский) — 123600 — 47,0%
ИТОГО — 262959 (двести шестьдесят две тысячи девятьсот пятьдесят девять) человек — таково количество потерь местного населения Семиречья (кыргызы, казахи и дунгане). Теперь суммируем два уезда (Пишпекский и Пржевальский) и получаем кыргызскую часть потерь — 170600 (сто семьдесят тысяч шестьсот) человек, что составляет 64,9 % от общего количества.
В понятие «убыль» (так обозначены потери) входило общее количество людей, то есть это и те, кого убили в битвах и карательных рейдах, и те, кто пропал без вести, и те, кто погиб при бегстве в Китай. Назвать количество убитых в ходе восстания невозможно, трупы закапывали, не считая. Какое количество погибло на перевалах, тоже не знаем, это станет известно после того, когда будут извлечены останки из ущелий. Относительно беженцев в Китай есть лишь предложения (из китайских источников), что их было порядка 100 (ста) тысяч человек — кыргызы, казахи, дунгане и взятые в заложники русские.
Пропавшие без вести
По кочевникам такого понятия не формулировали, потому что не было списков с поименным указанием, фиксировали лишь количество «кибиток». Поименные списки имелись у русской части населения, потому и установили «пропавших без вести» среди них (это те, чьи тела не нашли, и те, кто бежал из Семиречья в Китай и сопредельные территории). При подведении итогов по жертвам среди кочевников надо учитывать эти аспекты. Когда ведем речь по этому вопросу применительно к кыргызам и казахам, то в общую цифру погибших включаются три элемента — убитые в ходе восстания, погибшие на перевалах и без вести пропавшие.
Потери русской стороны
Как отметили выше, по всему Туркестану это установили точно — 2325 (две тысячи триста двадцать пять) человек убитыми и 1384 (тысяча триста восемьдесят четыре) человек пропавшими без вести. Никаких разночтений, отражено в рапорте самого генерал-губернатора. Сколько приходится на каждую из областей Туркестана не знаем, в рапорте этого нет. Сколько выходит на русскую часть Семиречья тоже не знаем, но есть конкретные данные по Пржевальскому уезду, где из числа русских было убито 2025 (две тысячи двадцать пять) человек и пропало без вести 1088 (тысяча восемьдесят восемь) человек (см. Сокол Э.Д. Восстание 1916 года, с. 125). Исходя из этого и выходит и раскладка, что из общетуркестанского количества 87 % от убитых и 78 % от пропавших приходится на один Пржевальский уезд.
Выводы
Статистика отражает страницы истории. 1916 год это не борьба классов, это борьба за землю, это схватка за побережье Иссык-Куля, где для русских переселенцев было самое привлекательное место в Туркестане. Именно здесь было решено создать целиком русский уезд, какого еще не было в Центральной Азии, а остатки кыргызского населения переселить отсюда в Нарынский регион. Этот план предписали реализовать к апрелю 1917 года, но не успели, в России случилась Февральская революция.
В статистике нет места эмоциям, прогнозам и пожеланиям. Документы отражают факты. Вот цифры из отчета за 1904 год по распределению земель в Семиречье: казак (славянин) имел 51,6 десятин, крестьянин (россиянин) — 32,4 десятин, таранчинцы и дунгане (оседлые туземцы) — 12,8 десятин на один двор (Восстание киргизов и казахов в 1916 году, с.50). Один двор значил одну семью, у кыргызов дворов не было, поэтому землю им не распределяли. Их определяли «кибитками» (одна семья — одна кибитка, под которой подразумевали юрту, палатку, лачугу). Установили, что в одной кибитке в среднем 5 душ. В период до 1913 года в Семиреченской области было экспроприировано 4 миллиона 101 тысяча 873 десятины земли, что составило больше половины угодий, пригодных для пахоты. В 1914 году по решению Переселенческого управления области подлежало изъять еще 4 миллиона десятин в пользу очередных переселенцев.
Кубан Мамбеталиев,
доктор филологических наук.