Не много ветеранов Великой Отечественной войны осталось в Кыргызстане. Радует, что среди нас, в здравии и потрясающей памяти живет Кыдык Сулайманов. Ему 96 лет и он с удовольствием общается со студентами, молодыми педагогами, потому что более 50 лет посвятил себя педагогической и научной деятельности. С 1955 года его основная деятельность связана с Кыргызским сельскохозяйственным институтом (ныне Университет) им.Скрябина. И до сих пор, Кыдык Сулайманов является консультантом кафедры истории и философии аграрного университета на общественных началах. Он воспитывает внуков и правнуков, с интересом общается с журналистами о последних событиях в стране.
— Кыдык Сулайманович, мы недавно закончили публиковать книгу воспоминаний о своей жизни Азамата Алтая, его настоящее имя Кудайберген Кожомбердиев. Вы помните его?
— Я помню его хорошо, знаю его историю. Не такая и большая возрастная разница между нами. Я заканчивал финансовый техникум, он педагогический заканчивал. Мы общались. Почти одновременно ушли на фронт. Меня взяли 22 августа 1941 года. 73 человека загнали в вагон, куда загружают уголь. Привезли в город Алма-Ата, где находился 44 артиллерийский полк. Там и разместили. Позже, после двух лет боев, я заболел двухсторонним воспалением легких. Мобилизовали. Приехал на родину в село Корумды на Иссык-Куле. А через 5 месяцев назначили директором неполной средней школы. Там слышал, что Азамат Алтай ушел к немцам. Много писали о нем.
Когда я вернулся в город Бишкек, стал работать преподавателем Пединститута, то слышал, что его назвали изменником родины и если он вернется, то его расстреляют. Город маленький, до войны здесь жило только 7 тысяч кыргызов, остальные были других национальностей. Позже я узнал, что он добрался до Америки, говорили что женился, детей не было.
— Кыдык Сулайманович, вы помните, как происходил Уркун (Исход) кыргызов с Иссык-Куля, что помните, что слышали о том времени?
— Мы иссык-кульские кыргызы. Уркун прошел через перевалы нашего края, а когда услышали, что царя русского убили, то кыргызы стали возвращаться. Там и мои родители были. А потом я родился. Дали мне имя Кыдыкбек. Я родился в селе Корумды. Хорошее место на берегу озера. Об этом хотел рассказать.
Интересный случай произошел со мной, когда я уже был молодым преподавателем. Однажды Курман Каракеев, академик пригласил в Киргизию профессора Зильдовича, который делал математические расчеты по космосу. Меня тоже пригласили сопровождать их. На корабле сидел Суеркулов, надо было угощать и развлекать Зельдовича. Он рассказал свою историю. Как он устроился истопником в Московском университете. Тогда у академиков шло крупное совещание. А Зильдович истопник сидил и слушал, как академики не могли решить одну математическую задачу. А тогда этот истопник на листке бумаге эту задачу решил. И говорит: можно мне, не ругайте меня, но я кажется решил эту задачу. Он даже среднего образования не имел. Так его пригласили, сделали доцентом, профессором. И отправили в Киргизию делать расчеты по космосу. И вот мы на пароходе на 40 км отъехали от берега и Зильдович решил поплавать. Но никто из наших оказывается не плавает и все показали на меня, говорят, ты иссык-кульский, иди плыви с ним.
Когда вышли на берег он мне говорит: иди сюда молодой человек, мы заслужили выпить армянский коньяк, проплыв на такой глубине.
— Как попали в Ленинград учиться?
— Я работал тогда заместителем Фрунзенского исполкома. Но кому-то понадобилось мое место. И тогда нашли, что я из рода манапов. Когда я в партию вступал, то не указал этого. Вот и нашли повод. Дали 3000 сомов, назначили директором усовершенствования учителей. А оттуда прикомандировали в Ленинград. Как раз требовался аспирант-заочник на 6 месяцев. Я уехал, с русским языком проблемы не было. Нашелся один хромой кандидат наук. Давай я тебе буду помогать, сказал он. Нашли тему по проблемам аграрных отношений в Киргизии. Так за 6 месяцев я очень много сделал. Был такой профессор Баранов А.И., заведовал кафедрой партийной истории. Он пригласил к себе работать. Диссертацию я защитил 20 декабря 1956 года. Потом пригласили в Аграрный институт, где я 42 года и проработал. Докторскую диссертацию защитил уже в Ташкенте. У нас не было тогда ученого совета. Защитился 30 июня 1971 года. Из них 30 лет заведовал кафедрой.
— Вы рассказывали, что еще в Токийском университете преподавали.
— Видимо дали задание из Москвы, найти тех, кто лекционные курсы преподает хорошо. Меня включили в состав лекторов, которые отъезжают в Токийский университет. Нас было 5 из разных республик, у каждого тема своя. Лекция переводилась на английский и японский языки. Через 2 года отправляют в Гаванский университет. Помню, как купался в Мексиканском заливе, Карибском море, Тихом океане. Потом 6 раз меня отправляли читать лекции в Московский университет по 5 месяцев.
— А как ваша семья, жена?
— Они приезжали с сыном Болотом. Он у меня тоже пошел по моим стопам, стал преподавателем. Сейчас является вице-президентом Международного университета Кыргызстана (МУК).
— Вам предлагали идти на партийную работу?
— Я в разное время работал на партийной работе до начала моей научной деятельности. У меня 14 правительственных наград, в том числе орден Ленина. Я ведь член партии с 1954 года. Но наградил меня уже после развала Союза лидер коммунистической партии Геннадий Зюганов.
— А вот еще интересно, как вы оказались еще и муллой?
— Я работал одно время в Исламском университете. Туда приехал их начальник. Я ничего не думал, пригласил их в гости. А они оказывается спиртное не пьют и конину не едят. Мы им дали чай, угостили, они записали мой адрес, а через 10 дней телеграмму прислали с приглашением в Мекку и Медину. Это же большие дни туда поехать, а они меня пригласили бесплатно. В Мекке мы прочитали куран, а потом отправились за 400 км в Медину. Поднялись на Гору Арафата, где молился Мухамад. Это было 27 марта 1999 году. Была пятница. А оказывается, что все кто в священную пятницу посещает Гору, возводится в ранг Ажы Акбар.
— А как вы относитесь к тому что были коммунистом, а теперь Ажы?
— Как я понял мусульманская религия очень чистая. Она не оторвалась от народа даже к коммунистические времена. Когда приезжаю в Корумды, то везде слышу, что читают намас, куран. А Маркс оторвался и писал: религия – опиум для народа. Потом Ленин повторил. Оказывается религию потерять нельзя.
— Как характеризуете Советский Союз?
— Конечно, общественно-экономическая формация в условиях Советской власти была самой прогрессивной. Без СССР Кыргызстана бы не было. Кыргызы стали равноправными.
Записала Замира СЫДЫКОВА.