28 января перестало биться сердце еще одного участника Великой Отечественной войны — Григория Ильича Колесникова. На следующем праздновании Дня Победы в Чолпон-Ате будет не хватать самого главного — ветеранов, потому что «дядь Гриша», как называл его весь город, был последним…
Мы верили, верили до последнего, верили врачи-реаниматологи, поражаясь его силе и стойкости, но второй обширный инфаркт в 90 лет вряд ли кто-то бы победил, а он продержался еще целых двое с половиной суток. Он был очень сильный. Из того поколения железных людей, которым суждено было пережить столько невзгод и лишений, но которые не утратили ни доброты, ни человечности…
В своей долгой жизни ветеран войны и труда Григорий Ильич повидал и испытал многое, его любили и уважали практически все: от простых рабочих до министров. Ни для кого не секрет, что уважение завоевывается поступками, отзывчивостью, бескорыстием. Как раз эти качества и были одними из главных в характере «дядь Гриши», хотя сам он этого не замечал, он просто жил так, как считал нужным и делал то, что считал нужным, помогая всем, кто нуждался, порой, даже жертвуя собой.
… 1944-й застал 17-летнего Гришу Колесникова в должности масленщика на катере, курсировавшем из Рыбачьего в Пржевальск и обратно. Его должность приравнивалась к военной, поэтому у молодого парня была бронь и он мог спокойно продолжать трудиться в тылу, не испытывая особой нужды, благо Иссык-Куль к тому времени был еще полон рыбы и почти после каждого рейса Григорий возвращался с трофеями, выловленными в озере. Но осенью 44-го к ним на катер пришла повестка на фронт, один из команды, не имевший по должности брони, должен был пойти на войну. Выбор пал на молодого мужчину, у которого к тому времени уже была семья, дети. Узнав об этом, Гриша Колесников тут же пошел и записался добровольцем. Он совсем не хотел, чтобы на земле стало одной вдовой и двумя сиротами больше. О себе и о своих родителях, которые могли остаться без сына, он в тот момент не думал. Вот таким человеком был Григорий Ильич.
После учебных курсов молодого красноармейца Колесникова распределили в легендарную кавалерийскую дивизию под командованием Г.А. Белова, которая участвовала в Берлинской операции и дошла до Эльбы.
Демобилизовавшись в 1951-м, он вернулся в Киргизию, в город Рыбачье, где устроился работать водителем. Там он встретил свою жену Марию Даниловну, с которой прожил в мире и согласии 61 год.
Ветеран войны, ветеран труда, почетный гражданин, Григорий Ильич своим трудом добился признания и почета и по достоинству заслужил, что в его честь была названа улица, на которой он жил.
Но ко всему этому сам он относился с иронией, потому что главной ценностью и богатством для него всегда оставались люди.
Родные и близкие, друзья и знакомые, соседи по улице и даже незнакомые люди – он всех всегда был рад видеть в своем доме. К слову, и дом он построил в расчете на большое количество гостей – большой, вместительный, уютный и теплый. Для этого в середине 70-х перевез семью в Чолпон-Ату, правильно рассудив, что это будущий курортный город, а значит, у родных и друзей будет стимул собираться на летний отдых в его доме. Таких больших домов тогда еще в Чолпон-Ате не было, строить их боялись, потому что тут же следовали вызовы в правоохранительные органы и даже КГБ, проводились проверки. Но Григорий Ильич выдержал все проверки и доказал, что простой советский рабочий может позволить себе построить в течение нескольких лет большой двухэтажный дом. После победы Григория Колесникова над системой стали возникать точно такие же дома сначала по соседству, а потом и по всему городу, людей уже не проверяли так досконально.
С того времени их дом часто был полон гостей. Григорий Ильич и Марья Даниловна всех встречали радушно и угощали от всей души. Дедушка Гриша очень любил посидеть с гостями за столом, выпить под хорошую закуску, поиграть в «дурака», узнать новости, поделиться воспоминаниями, смешными историями, которых у него было не счесть. В такие дни он ощущал себя самым богатым и счастливым человеком.
Сегодня его дом осиротел, но в памяти всех, кто знал и любил дедушку, останутся самые лучшие поступки и дела Григория Ильича – человека с большой душой и самым добрым сердцем.
Мария Колесникова.