Чем больше пытаются скрыть правду власти Кыргызстана, тем больше возникает вопросов у общественности. Зачем самолет приземлялся в Бишкеке и чей груз был на борту? – вопросы, на которые так и не даны ответы. Еще один – где президент?
А мы помолчим
Трагедия, напомним, произошла 16 января. Рано утром грузовой самолет турецкой компании ACT Airlines (MyCargo) потерпел крушение в Бишкеке. «Боинг» рухнул на домики дачного поселка близ аэропорта «Манас». В результате авиакатастрофы погибли 39 человек, в том числе члены экипажа.
Похороны прошли 18 января. Трагедия не оставила равнодушным ни одного кыргызстанца. Со всего мира присылали соболезнования народу КР, разделяя боль утраты. Не разделил ее с нами только президент страны Алмазбек Атамбаев. Его пресс-служба опубликовала лишь короткое соболезнование, сообщив, что всем пострадавшим будет оказана материальная помощь. В дни траура и похорон он предпочел отмолчаться. Упрекать за это главу государства было бы неправильно. Каждый скорбит по-своему. Но выступления «отца народа» ждали долго. Спустя неделю стало понятно, что ждать появления главы государства уже нет смысла.
Волонтеры продолжают оказывать помощь родственникам погибших и тем, кто остался без крыши над головой. На специальные счета, открытые для сбора средств, продолжают поступать деньги для двух мальчиков, оставшихся сиротами, и других пострадавших. А их число растет.
Спустя пару дней после крушения в больницу стали обращаться жители уцелевших домов Дача-СУ. Сообщалось, что они отравились парами керосина. К медикам стали поступать преимущественно дети. Эксперты МАК, прибывшие в Бишкек для расследования происшествия, отметили, что необходимо исследовать почву на месте крушения.
МАКсимально скрытая информация о грузе
Сообщалось, что на борту находилось 85 тонн груза, которые предназначались получателям в Стамбуле. Самолет летел из Гонконга. Власти КР заверяли, что «Боинг» пытался приземлиться в Бишкеке только для дозаправки, выгрузка не планировалась.
Позже представители компании опровергли эту информацию, сообщив, что груз планировалось частично выгрузить в Бишкеке. «У самолета было достаточно топлива. С этим вопросов не было. Самолет приземлялся в Бишкеке для того, чтобы выгрузиться. Опасных грузов на борту не было», – заявила журналистам представитель компании ACT Airlines Айше Кынран 19 января.
Однако спустя сутки в компании «передумали» и замдиректора турецкой авиакомпании Хамза Тыглай сообщил: «Приземлявшийся в Бишкеке самолет из Гонконга направлялся в Стамбул. Мы в Бишкеке приземляемся для дозаправки и смены экипажа».
Власти КР придерживаются второй версии, дескать, не было права у самолета выгружать груз. Это подтверждает и глава аэропорта «Манас» Эмир Чукуев. «Рейс был транзитным. Это значит, что самолету требовалась дозаправка, кроме того, в таких случаях иногда меняется экипаж. У них даже не было права на разгрузку вверенного им груза. Только дозаправка», – сказал он на пресс-конференции.
Кто говорит неправду (или не совсем правду?) – неизвестно. Но владелец груза пока не объявился. Его активно ищет лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев. Он первым поднял этот вопрос в парламенте, заявив, что от общественности скрывают правду о владельцах груза, поскольку он контрабандный. По его инициативе создана депутатская комиссия, которая должна прояснить ситуацию.
В конце прошлой недели «черные ящики» разбившегося самолета направили в Москву, а в Кыргызстан для расследования причин крушения прибыли эксперты МАК СНГ, во главе с Леонидом Каширским. Накануне (меньше чем через неделю после прибытия в Бишкек – прим. ResPublica) он выступил на пресс-конференции, где сразу же заверил журналистов: «Могу однозначно заявить: весь груз на «Боинге» предназначался для получателя в Стамбуле. Мы нашли все документы, но назвать турецкие компании я не могу».
Это, как оказалось, единственное для чего и была организована пресс-конференция для журналистов, поскольку на другие вопросы представителей СМИ глава комиссии МАК СНГ ответить был не готов. Эксперт отметил, что для завершения расследования потребуется время, на это может потребоваться год-два, а то и пять лет. «Нам потребуется минимум 4 месяца, чтобы подготовить отчет», – сказал Каширский. И добавил: «Я не знаю, для чего созвана эта пресс-конференция, вы попросили – я пришел».
Встречу с журналистами, похоже, организовали для того, чтобы представители СМИ прекратили проводить расследования о том, кому принадлежит груз. И задаваться неудобными вопросами. Информация о том, кому предназначался груз, и о законности его ввоза в КР стала тайной за семью печатями. На самом верху не хотят, чтобы она стала достоянием общественности?
Махинур НИЯЗОВА.