Семилетний Жакшылык единственный выживший из своей семьи. В результате крушения самолета погибли все его родные – мать Акмарал Жуманалы кызы, отец Уларбек Шералы уулу и две сестры — четырехлетняя Сабина и двухлетняя Айдай.
Еще один оставшийся круглой сиротой мальчик – третьеклассник Султан. Под завалами скончались его мама – журналист и редактор газеты Минобразования «Кут билим» Наргиза Джумакунова, глава семейства – Азамат Дербишалиев, четырехмесячная сестренка Раяна и пятилетний брат Актан.
Утро 16 января 2017 года поломало жизнь не только этих двух школьников. Чувство, будто осиротела вся страна. 38 жизней оборвались в одночасье. Авиакатастрофа произошла примерно в 07.30. В районе аэропорта «Манас» потерпел крушение самолет авиакомпании ACT Airlines. Он следовал из Гонконга в Стамбул, а в бишкекском аэропорту ему предстояла дозаправка. На борту находилось около 85 тонн груза, в основном товары народного потребления. Воздушное судно рухнуло на дома дачного поселка строительного управления «Авиатор» (дачи СУ). В результате авиакатастрофы погибли также четыре члена экипажа. Несколько человек с различными травмами все еще находятся в больницах.
Накануне в поселке прошли похороны. Большинство тел погибших направили на малую родину. В поселке проживали кыргызстанцы со всех уголков нашей республики. В поисках работы они подались в столицу и снимали дачи, оплату за них просили невысокую. Много семей с детьми. Так и остались погребенными под завалами…
«Под завалами люди, мы знали это, но полезли туда… Я увидел маленькую детскую ладошку: ребенок, Господи! Мне казалось, она шевелится и хочет вылезти из-под груды обломков. Когда начал вытаскивать ее, то не нашел ничего, только маленькую детскую ручку…
…Третьеклассник встал рано утром и отправился в школу, которая находится в соседнем селе. Вся его семья в тот момент находилась дома и погибла под обломками «Боинга».
Он узнал о трагедии, когда вернулся из школы», – цитировали очевидцев СМИ.
Грузовое воздушное судно должно было дозаправиться в Бишкеке и лететь дальше. Однако при заходе на посадку в 1,5-2 км от взлетно-посадочной полосы самолет рухнул на дома дачного участка. Точная причина катастрофы сейчас выясняется. Известно, что накануне катастрофы город и окрестности окутал густой туман. Даже движение машин в столице было затруднено. Самолет президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева, который 15 января вернулся из отпуска в Китае, приземлился в аэропорту «Иссык-Куль» в селе Тамчи. Пресс-служба главы государства сообщала, что посадка борта №1 в 245 километрах от Бишкека была вынужденной. Причина – туман.
Уже известно, что потерпевший крушение самолет принадлежал авиакомпании ACT Airlines. «Он зарегистрирован на территории Турции с базированием в Стамбуле карго-оператор, 51% принадлежит ветерану турецкой авиации Чизмеджи и 49% – китайской HNA Group. Арендован АО «Турецкие авиалинии» для выполнения вышеуказанного рейса карго по формуле мокрого лизинга. И самолет, и экипаж принадлежат ACT Airlines», – сообщили в Агентстве гражданской авиации при Министерстве транспорта и дорог Кыргызстана.
Стало известно, что эта компания является крупнейшим карго-оператором, который оказывает услуги по перевозке грузов и организации чартерных рейсов по всему миру. «Она была основана в 2004 году на территории Турции с базированием в Стамбуле. Владельцами и основателями компании являются ветеран турецкой авиации Даалар Чизмеджи и его сын Явуз Чизмеджи. 30 ноября 2007 года возле аэропорта города Испарта (Турция) рухнул пассажирский самолет, совершавший плановый рейс Стамбул — Испарта. На его борту находились 56 человек, в том числе 49 пассажиров и семь членов экипажа — все погибли на месте. Главным арендатором самолета выступал директор компании ACT Airlines Явуз Чизмеджи — сын Даалара Чизмеджи, нынешнего владельца компании. В ходе судебного разбирательства авиакатастрофы Явуза Чизмеджи признали виновным, он был приговорен к тюремному заключению на 11 лет и 8 месяцев», – пишет zanoza.kg.
Как отмечается, в 2011 году 49 процентов акций компании выкупила китайская HNA Group, а Даалар Чизмеджи остался владельцем контрольного пакета акций. В том же году компания начала работать под новым брендовым названием — MyCargo Airlines.
«По данным на март 2016 года, в управлении компанией находились 8 грузовых лайнеров: четыре Boeing 747-400BDSF, два Boeing 747-400F и два Boeing 747-400ERF, которые осуществляли международные перевозки от Кандагара (Афганистан) до Брюсселя (Бельгия). До трагедии под Бишкеком с лайнерами происходили малозначительные инциденты, которые обходились без жертв. Так, в марте 2010 года на авиабазе Баграм (Афганистан) зарегистрированный на компанию Airbus A300 был серьезно поврежден после обрушения шасси при посадке. С марта 2013-го авиакомпания отказалась от использования этой марки самолетов как устаревшей», – говорится в сообщении.
Расследованием причин катастрофы будет заниматься Межгосударственный авиационный комитет. АГА также направил уведомления об авиационном происшествии в ИКАО, авиационные власти государства регистрации воздушного судна – в данном случае в авиационные власти Турецкой Республики, и государству-разработчику воздушного судна.
Однако уже стороны пытаются переложить ответственность друг на друга. В официальном заявлении компании MyCargo Airlines говорится: «по предварительным данным, причиной катастрофы не является техническая неисправность самолета, а также причина не связана с факторами, связанными с самим грузом».
Кыргызская сторона, в лице первого вице-премьер-министра Мухамметкалыя Абулгазиева, который возглавляет оперативный штаб, отметил вину членов экипажа. Он заявил, что зона видимости позволяла совершить посадку и до «Боинга 747» несколько самолетов успешно приземлились в «Манасе».
«Кыргызаэронавигация» также отводит подозрения от себя, замглавы ведомства Карим Бутабаев сказал: разбившееся воздушное судно не кружило в полосе ожидания, экипаж сразу решил совершить посадку, и вины диспетчеров нет.
Предпринимаются попытки, не прямые, но косвенные, ответственность возложить и на пострадавших. Дескать, расположение поселка не предполагает круглогодичного проживания в этих домах, да и вообще, построены некоторые из этих дач незаконно. Дачи СУ возводились в конце 80-х годов прошлого века, как временное жилье для работников аэропорта. Со временем земли стали занимать внутренние мигранты и застраивать. У многих нет документов и прописки. Местные власти сообщили, что поселок только называется «дачным», он давно перестал быть таковым, а фактически превратился в село. Сами местные власти дали разрешение на строительство и молча смотрели как застраивается поселок. В правительстве заявили, что будет рассмотрен вопрос о сносе этих построек. Но обещают, всем пострадавшим возместить ущерб.
Сообщается, что частично повреждены или полностью разрушены около 40 домов. Мухамметкалый Абулгазиев заверил, что всем, кто остался без крыши над головой, выделят денежную компенсацию, пока временно они расселились в гостинице и у родственников. В правительстве принято решение выделить всем родственникам погибших и пострадавшим первоначально по 70 тысяч сомов, денег едва ли хватит на похороны. Кто и как будет поддерживать их после пока неизвестно.
К сбору помощи для пострадавших подключились и неравнодушные граждане. В столице открыто несколько пунктов приема помощи. Бишкекчане несут все: теплые вещи, одеяла, продукты питания, деньги…Помощь поступает со всей страны. Открыт также спецсчет, куда можно перечислить средства.
Транспортная прокуратура Кыргызстана возбудила уголовное дело по факту крушения по признакам преступления, предусмотренного частью 3 статьи 280 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее гибель нескольких лиц) Уголовного кодекса Кыргызской Республики. Расследование передано в МВД КР. Из-под завалов извлекли два «черных ящика». Осталось докопаться до истины, кто виноват в трагедии, поломавшей десятки жизней.
Махинур НИЯЗОВА.