На душе черно. Дети остались без родителей, родители без детей. По всей республике хоронят погибших. Трагедия унесла 38 жизней, сломала жизнь сотням и ударила по сердцу весь народ.
Так уже было летом, когда сгорели наши девочки в Москве. Смерть собирает дань с Кыргызстана.
Власти не торопились тогда и не спешат сейчас не только с реальной помощью, но и с выражением сочувствия, соболезнования. По большому счету, им неприятно, но в целом безразлично. Вертятся, как воши на шиле, каждый пытается спихнуть с себя вину на соседа.
Чолпон Джакупова обратила к президенту жесткие слова: «После того, как вчера произошла страшная трагедия, президент не появился на экранах телевизоров, не показал свою солидарность со своим народом, не утешил в день трагедии и траура… Нам что показали? Что народ опять остался один на один со своим горем…. Я хочу увидеть наконец слезы на глазах президента. Хотя бы раз пусть он покажет, что он горюет с собственным народом. И если он этого не сделает, не продемонстрирует, это безнравственно. Люди, которые пишут указы о нравственности, при этом демонстрируют потрясающие примеры безнравственности…»
Под этими горькими словами сегодня может подписаться любой кыргызстанец.
Продемонстрировать, конечно, можно – при наличии определенных артистических способностей. А они есть и у президента и других политиков, которые любят красоваться на экранах по всяким мелким поводам и вообще без причин. Но даже на это не хватило души у главы государства. Может, так подкосило горе?
Глава Госстроя отбоярился: «Государственные органы не несут ответственность, так как разрешительные документы на строительство индивидуальных жилых домов не выдавались».
Госинспекция по экологической и технической безопасности открестилась от собственной вины, поскольку «вопросы контроля индивидуального жилищного строительства не входят в ее полномочия».
Департамент индивидуального жилищного строительства полагает, что территория застройки вблизи взлетно-посадочной полосы не является индивидуально жилищной.
Никто ни в чем не виноват. Все были немы, слепы, глухи, когда люди, купившие дачные участки, как нас теперь уверяют, самовольно начали возводить на них дома.
Виновных в гибели все-таки нашли. Оказывается, это – пожарные! Поздно приехали, не спасли. Цинизм зашкаливает, совести нет у тех, кто посмел обвинить людей, тушивших пожар в течение нескольких часов. Эта служба плохо оснащена, техника старая. Им спасибо сказать надо. Но некому. Все отфутболивают от себя ответственность за незаконное строительство, за гибель людей, за искалеченные судьбы.
Правда, председатель парламентского комитета по транспорту, коммуникациям, архитектуре и строительству Марат Аманкулов несколько несвоевременно решил, что переселением людей из опасной зоны надо было заниматься до трагедии. И не уверен в том, что такое хаотичное проживание будет продолжаться. «Я думаю, что теперь эти вопросы будут решаться», — делится депутат ценным мнением с интернет-изданием Tazabek.
Он думает. Это обнадеживает. Но не очень. Потому что язык – средство связи, но не инструмент конкретных дел.
О Таттыгуль Дооталиевой, высказавшейся по поводу трагедии как о чистке нации, естественном отборе, с упором на регион проживания погибших летом и 16 января, говорить тошно. Дура и/или фашистка свое получила и в соцсетях, и вне их. С работы в Медицинской академии уволили, и ей вообще опасно оставаться в стране. Не удивлюсь, если она уже улетела куда-нибудь, где ее не знают. Зато властям это на руку. Очень удобно: одна идиотка снеслась, теперь можно всем запрещать пользоваться интернетом и соцсетями как гнездилищами подобной нечисти.
Нет надежды на то, что нам помогут, нас поддержат в беде. Граждане это уже поняли, поэтому ждать не стали. Общее горе сплотило всех, народ озаботился судьбами осиротевших детей, потерявших кров земляков, понес деньги, одежду, все, чем мог поделиться. Правда, в соцсетях поругали за то, что несут старые, заштопанные вещи. Не надо обижать людей – видно же, что свою лепту постарались внести не только обеспеченные, но и бедняки. Что было, то и отдали.
«Мы живем, под собою не чуя страны», — сказал О.Мандельштам о сталинских временах Те же жумурткалар, хотя страна уже совсем другая. Или – не совсем?
Нет опоры. Только мы сами опора друг для друга.
И это внушает некоторый оптимизм. Но не сильно.
Потому что впереди – выборы президента. И если мы позволим правящей партии нагло подмять народ под себя, значит так нам и надо. А жаловаться потом – не надо. Пора осознать: мы для тех, кто наверху, не люди, а голоса, бумажки в урне. Нас можно подкупить, запугать, вбить в головы кувалдой имя будущего главы государства. А если можно – грех не воспользоваться. Стало быть, как позволим, так с нами и поступят. Кого захотят, того и подсунут. И подсунутый будет дальше презирать свой народ как быдло и пользовать его по красным дням календаря.
Что касается президента – так, может быть, он сейчас как раз плачет и пишет грустную песню?