Негатив про Атамбаева стал угрозой нацбезопасности

0
8773

Госкомитет нацбезопасности шерстит соцсети в поисках негативных комментариев в адрес президента страны Алмазбека Атамбаева. Сотрудники спецслужб выявили 45 пользователей Facebook, «которые периодически размещают негативные публикации в отношении Главы государства». С некоторыми из них уже проведены «беседы», а 11 жителям Джалал-Абадской области вынесены предупреждения.

Это не тот случай, когда можно сказать: чем бы дитя не тешилось… ГКНБ – орган призванный обеспечивать нацбезопасность, бороться с терроризмом и экстремизмом, угроза которых в регионе растет день ото дня. Однако кыргызские спецслужбы вновь превратились в орудие для расправы с инакомыслием и устранения политических оппонентов. Так было и при прежних президентах, и при Атамбаеве ничего не изменилось.

ResPublica ранее уже сообщала, что ГКНБ и Генпрокуратура начали выявлять пользователей соцсетей, которые нелестно отзываются о президенте. Однако, какие санкции к ним будут применять, не сообщалось. Вопрос о необходимости принять меры к тем, кто критикует и оскорбляет президента, подняла еще в ноябре 2016 года на заседании профильного комитета член правящей партии СДПК депутат Ирина Карамушкина. Зампреда ГКНБ Рустам Мамасадыков тогда заверил ее, что работа ведется. О результатах этой «актуальнейшей» борьбы в канун Нового года депутата проинформировал первый зампредседателя комитета Болот Суюмбаев.

«В отношении поступившего заявления по факту распространения и размещения пользователями социальных сетей негативных публикаций в адрес Главы государства нами установлены 10 социальных пользоателей веб-ресурса Facebook.com («Айнура Белековна», «Токсонбай Сексенбаев», «Турков Мунарбек», «Zalkar Matazimov», «Гулшайыр Бегматова», «Даниэль Абдувалиев», «Жумабек Камаров», «Шабдан Боронбаев», «Сава Сыргатай», «Тойчубек Акматали Уулу»), IP-адреса которых выявлены в Республике Беларусь, Турции, США, Республике Казахстан, РФ, Южной Корее. В связи с чем принять какие-либо меры в их отношении пока не представляется возможным. В настоящее время ГКНБ КР продолжается проведение соответствующих мероприятий по установлению других 35 социальных пользователей веб-ресурса Facebook.com, которые периодически размещают негативные публикации в отношении Главы государства. В результате проведенных мероприятий сообщим дополнительно», – говорится в ответе ГКНБ, опубликованным одним из пользователей соцсетей в Facebook.

pismo-gknb-karamushkinoy

Это не первый случай, когда за высказывания в соцсетях и даже отметку «Нравится» под публикациями оппозиционных политиков и гражданских активистов, на пользователей Facebook из Кыргызстана оказывается давление со стороны правоохранительных органов. «Лайки» поводом для вызова в ГКНБ жителя Джети-Огузского района Жоомарта Жамгырчиева. Его заподозрили в причастности к сатирическому аккаунту «МУРЧ». Кто на самом деле скрывается за этим псевдонимом доподлинно неизвестно. Но публикации этого анонима, высмеивающие действия власти, пользуются популярностью в соцсетях.

«Оказалось, что с нашего адреса Wi-Fi публиковали фото. Сначала вызвали моего отца и старшего брата, чтобы они разъяснили по поводу опубликования фотографий, очерняющих президента. Потом вызвали меня, но я не видел отца и брата. Машина стояла снаружи. Потом меня допросили, проверили телефон. Я был подписан на разные страницы, в том числе на Садыра Жапарова, Мелиса Мырзакматова, Алексея Навального, Омурбека Текебаева. Когда в ленте появлялась новая информация, я ставил «лайки». Они спрашивали, чем мне нравятся эти публикации, поддерживаю ли я их позиции. Я написал объяснительную о том, что я только нажимаю «лайки» и не поддерживаю их идеи», – рассказал Жоомарт Жамгырчиев.

После допроса членов семьи в доме провели обыск. Чекисты искали материалы экстремистского характера. Но ничего не нашли. Но предупредили, что могут вызвать на допросы еще не единожды. Подобные устрашающие действия сотрудников ГКНБ вынудили парня ограничить пребывание в соцсетях. «Я вышел из страниц групп Текебаева, Садыра Жапарова, Мырзакматова и Навального. В общем из групп, которые имеют хоть какую-то связь с политикой», – признался Жамгырчиева.

Еще одна жертва чрезмерной активности в соцсетях – поэт Темирлан Ормуков. Его также вызывали на «беседу» в Генпрокуратуру и ГКНБ за стихи, где упоминается имя президента. Как сообщили в Комитете защиты свободы слова, с заявлением в прокуратуру для принятия мер в отношении поэта обратился коллега и сопартиец Кармушкиной Дастан Бекешев.

«Народного избранника встревожили следующие слова из стихотворения, «Таластын элин эл дебей. Таарынткан калкка тендебей» («Нелюдями назвав таласских, не смог смирить обиженных»). Поэт настаивает, что это цитата самого Атамбаева. В главном надзорном органе углядели в творчестве Ормукова «элементы, задевающие честь и достоинство президента страны», а также разжигающие межрегиональную рознь. По этому поводу была назначены филологическая экспертиза и они в 8 страницах подтвердили, что были факты «межрегиональной розни», – сообщают в комитете.

Но вернемся к Карамушкиной и 45 пользователям соцсети, «которые периодически размещают негативные публикации в отношении Главы государства». Сама депутатка объяснила, что она получила запрос от «одной активной пользовательницы соцсетей, которая принципиально противостоит коррупционным схемам по отъему земли и прочих махинаций, что еще имеют место быть во властных структурах». Этой «активной пользовательницей» оказалась некая Нургуль Кожомбердиева. «Я подготовила официальное обращение к депутатам фракции СДПК и Карамушкиной И.Ю. Это письмо обращение поддержали и подписали мои многочисленные друзья, они являются избирателями. А наши депутаты должны реагировать на обращение избирателей», – пишет она в Facebook.

Это по ее запросе-де парламентарий была вынуждена обратиться в ГКНБ, и там провели соответствующую работу. Или отделались простой отпиской? Именно такой вывод напрашивается после изучения указанных в письме-ответе ГКНБ имен. На страницах этих людей нет критических или оскорбительных комментариев и публикаций про Алмазбека Атамбаева. Выяснилось, что некоторые из указанных в письме людей, подписаны на профили оппозиционных политиков. В частности, об этом сообщила Сава Сыргатай. Ее полное имя Сарвиниса Сыргатаева, ей 55 лет, живет в Базар-Коргонском районае. Женщина в интервью журналистам заявила, что оскорбительные комментарии и публикации в соцсетях в адрес президента не публикует и недоумевает, как могла попасть в список спецслужб. «Мне никто из ГКНБ не звонил, не вызывал. В письме сказано, что указанные в списке люди находятся за рубежом. Но я в стране, живу в Базар-Коргонском районе», – прокомментировала она.

«Я просмотрела свои предыдущие записи и увидела, что нажимала «Нравится» под публикациями об Омурбеке Текебаеве, делилась постами. Может быть, это и стало причиной, но точно я не знаю», – предполагает она.

Еще один пользователь Facebook Тойчубек Акматали уулу также недоумевает, как оказался в «черном списке». Он написал на своей странице в соцсетях, что живет и учится в Турции. «За какую публикацию против президента я попал в список – для меня до сих пор загадка. У меня и времени нет писать негативные посты про него. Если бы я даже опубликовал такой комментарий, правильно ли привлекать за это к ответственности? Разве мне Конституция КР не гарантирует право на свободу выражения мнения?» – задается вопросами он.

Удивлен также и другой указанный в списке пользователь Facebook – Даниэль Абдувалиев. «Да, я сейчас не в Кыргызстане и часто выражаю свое мнение в соцсетях по поводу происходящего в стране. Когда находишься вдали от Родины, патриотические чувства усиливаются. И, возможно, я более жестко высказываются по поводу происходящего в Кыргызстане. И за выражение своего мнения я сегодня стал врагом государства», – написал он на своей странице в соцсетях.

Он подчеркнул, что «не имеет отношения ни к одной из политических групп ни внутри страны, ни за ее пределами, и за каждое свое слово готов нести ответ».

Однако, по какой статье и какого кодекса его будут привлекать, неизвестно. Юристы отмечают, что законных оснований привлекать пользователей соцсетей за негативные комментарии у властей нет. Глава партнерской группы «прецедент» Нурбек Токтакунов призвал и далее критиковать и даже «крыть матом президента, правительство, вообще любую власть». «Мой совет юридически обоснован презумпцией виновности власти, а также международной судебной практикой. Так, по одному делу в Германии журналист назвал политика грязной свиньей. Европейский суд решил, что «публичные лица должны более терпимо относиться к любой критике», и признал преследование журналиста нарушением свободы слова», – отмечает юрист.

Согласна с ним и бывший член Конституционной палаты Клара Сооронкулова. «Достаточно много подобных кейсов в практике Европейского суда. И во всех решениях красной нитью проходит мысль – публичные лица должны быть терпимы к любым обсуждениям их личности и деятельности: к критике, к ругани, к мату. Это издержки публичности. Единственный случай, когда Европейский суд вынес решение в пользу публичных лиц был связан с публикацией, связанной с членами семьи», – комментирует она.

После того, как письмо-ответ ГКНБ депутату Карамушкиной стал достоянием общественности, в соцсетях развернулся флешмоб: пользователи стали намеренно публиковать негативные (не оскорбительные!) комментарии в адрес главы государства. Внесут ли власти в связи с этим изменения в Уголовный или административный кодексы?

Ждем реакции!

Соб.инф.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.