В Кыргызстане теперь суд решает, о чем и сколько можно писать в соцсетях.
Судья Октябрьского райсуда Гульчехра Оморова вынесла сегодня решение по иску депутата парламента Дастана Бекешева (СДПК) к гражданскому активисту Мавляну Аскарбекову. Это первый прецедент, когда власть имущий привлекает кыргызстанца к ответственности за публикацию в соцсетях.
Напомним, представитель правящей партии подал в суд на активиста за публикацию в «Фейсбуке». В исковом заявлении говорится, что «19 июля в 12:50 в социальной сети Facebook Мавлян Аскарбеков распространил сообщение, порочащее деловую репутацию общественного объединения «Кыргызское общество слепых и глухих», а также честь и достоинство депутат ЖК Дастана Бекешева». Сумма иска – 20 тысяч сомов.
«Специалист, который провел экспертизу поста Мавляна, не смог объяснить, на основании каких законов он это сделал. Сторона Бекешева не может ответить, почему они подают в суд на пост Мавляна, а не на администрацию Фейсбука в лице Марка Цукерберга», – писал из зала суда Адиль Турдукулов.
Сегодня суд вынес решение по этому гражданскому делу. Председательствующая частично удовлетворила иск депутата Бекешева: моральную компенсацию активист выплачивать не будет, он должен выплатить госпошлину – 700 сомов, а также опровергнуть все, что писал на странице в «Фейсбуке». «При этом, публикация в соцсетях не должна редактироваться и удаляться в течение месяца – так решил суд. Однако, как будет регулироваться исполнение решения, не прописано», – пояснил ResPublica общественный защитник Аскарбекова Адиль Турдукулов.
Он сообщил, что от имени Комитета по защите свободы слова напишет письмо в администрацию «Фейсбука» о том, что кыргызский суд пытается регулировать публикации пользователей этой соцсети. Кроме того, Аскарбеков подаст апелляцию в Бишкекский горсуд.
В комитете отмечают, что это решение открывает дорогу для власть имущих, которые теперь за непонравившиеся публикации в соцсетях будут судиться с неугодными им активистами и журналистами, тем самым нарушая конституционное право кыргызстанцев на свободу выражения мнения.