Так традиционно повелось, что надо подводить итоги уходящего года. СМИ и эксперты всех стран делают это, чтобы отметить достижения и выявить ошибки свершившихся событий. Ну и, конечно, попытаться спрогнозировать направление, в котором мир для каждого движется. Хотя сделать это с каждым годом становится все сложнее. В США избрали Трампа, так до сих пор сами американцы не могут в это поверить. Зато наш президент Атамбаев уверен, что его поддерживает 80 процентов населения страны.
Хотя именно этот 2016 год характеризуется окончательным прозрением большинства граждан, что их надежды на светлое будущее не оправдались. Еще поначалу это как-то меньше всего связывали с Атамбаевым. В большей степени ожидания связывали с парламентом. Но Жогорку Кенеш 2015-го окончательно их разочаровал. Как это случилось с американцами, кыргызы тоже не подозревали кого выберут, — насколько олигархическим и карманным окажется депутатский корпус. Они ведь все еще верили, что у нас будет парламентская республика, без кланово-семейного правления. Именно это обещали временщики, когда взяли власть в том кровавом апреле.
Вновь избранный Жогорку Кенеш уже в 2016 году показал всю несостоятельность «независимого» парламента, как это подразумевалось. В разгар лета депутаты не глядя подписывались под инициативой проведения референдума по изменению Конституции даже не читая новый проект. В очередной раз инициаторы – администрация президента, пытались всем внушить, что все делается для того, чтобы усилить роль парламента. Зато все поняли, наконец, кто в «доме» хозяин. И для чего все затевается. Усиление роли ЖК коснется только правящей партии СДПК, в купе с пресмыкающимися ей. Они должны избрать премьер-министра, который будет почти неприкасаемым и «самостоятельным» (насколько ему позволит СДПК). Атамбаев после ухода (возможно досрочно) в 2017 году возглавит СДПК и будет управлять страной через этот рычаг в парламенте. Не все, конечно, но, в конце концов, с основном мотивом внесения изменений в Конституцию, люди разобрались. Атамбаеву нужно сохранить влияние на систему государственного управления, чтобы обезопасить себя от судьбы своих предшественников. Те мины, заложенные в Конституции-2010, о которых он говорил, могли подорвать именно его, и теперь после референдума, когда новую Конституцию введут в январе в действие, начнется самое интересное. Как говорит мой хороший приятель: «С 2016-м все ясно. Давайте уже 2017-й».
С 2016-м ясно и то для чего осуществлялась зачистка оппозиции. Как помните, в марте были арестованы Бектур Асанов, Кубанычбек Кадыров, когда в регионах назревало недовольство в связи с ухудшением социально-экономической ситуации в стране. Первая волна акций прокатилась в январе-феврале. В марте разгорелся конфликт на кыргызско-узбекской границе. Следом арестовали Эрнеста Карыбекова, независимого эксперта по энергетике. Именно он раскрыл цифры экспорта электроэнергии из Кыргызстана и абсолютно невыгодные цены на импорт электричества, что сказалось на новых тарифах. А потом пересажали почти всех лидеров «Народного парламента». Зачем? А чтобы прыть оппозиции поубавить. А теперь эксперты пишут, что год у нас прошел без особых политических волнений. Понятно ведь почему.
А кульминацией было выступление Атамбаева 31 августа в день независимости. Он полностью открестился от временщиков, «локомотивом» у которых была Отунбаева. На нее и обрушился, списав все на не легитимность Конституции-2010 и декретов. «Моя хата с краю», — примерно это он хотел сказать, продемонстрировав дом, который строится в Кой-Таше. Атамбаев его ведь в принципе и не скрывал. Еще накануне саммита СНГ и его юбилея, говорили о том, что своих высоких гостей Атамбаев будет встречать в новой резиденции. Как таковой сенсации не получилось. А вот Текебаев, который выскочил, как «черт из табакерки», многих завел. Хотя в большинстве, люди просто наблюдают за этим как за «улак-тартышем» — кто кого сделает. Но это тоже будет только в 2017 году.
2016 год сопровождался также внешнеполитическими скачками. Все стратегическое партнерство с Россией свелось к вступлению в ЕАЭС, результаты которого были весьма плачевными. Именно накануне Нового года 26 декабря в Санкт-Петербурге Атамбаев решился протестовать (не подписывать новый Таможенный кодекс ЕАЭС), но его быстро завернули. В любом случае, всем очевидно, что Кыргызстан держат за отстойное место: «на тебе, что мне негоже».
Российские инвестиции в энергетику оказались пшиком. Ну ладно бы просто не получилось, так нас же теперь заставляют покрыть убытки нереализованного проекта Верхненарынского каскада ГЭС. А ведь Эрнест Карыбеков, теперь политзаключенный в СИЗО КНБ, предупреждал, что этим закончится.
С турками вообще разошлись в пух и прах. С дипломатией Атамбаев не в ладах. Но когда тебе оказывают помощь, а приняв ее, ты швыряешь обратно в лицо –заберите назад, если сможете, — это уже не про дипломатию, это про совесть.
А вот с китайцами мы в шоколаде. Набрали столько кредитов, что превысили все предыдущие, увеличив внешний долг на полтора миллиарда долларов. Крупнейшим кредитором с 2012 года стал Экспортно-импортный банк Китая. Если в 2011 году Кыргызстан должен был ему всего 272 млн долларов США, то в 2016-м эта сумма пятикратно увеличилась до 1 млрд 443,8 млн долларов США. Но именно в этом 2016 году выяснилось, что Китай поставил условие, что Кыргызстан должен отказаться от суверенного иммунитета в судах. Во всех соглашениях есть статья, которая лишает нас права на судебные разбирательства в международных арбитражах. На эти кредиты в основном улучшались дороги, чему люди радуются. Но строили их сами китайцы, забирая значительную часть инвестиций, что никак не сказалось на подъеме экономики страны, создании новых рабочих мест.
Вообще же подводить итоги 2016-го без оглядки на весь предшествующий период с 2010-го, получается какая-то усеченная картина. В контексте заявлений раннего Атамбаева о том, что мы не будем ни перед кем прогибаться, не будем брать кредиты и тд., в итоге беспрецедентный рост внешнего долга, который превысил рост ВВП, указывает на то, что нынешнее правление в стране не справилось с оказанным ему доверием. Никто не хочет об этом говорить сейчас. Все надеются на то, что для этого настанет час, когда в уходящего начнут кидать грязь в спину. Так уж у нас повелось. Смелых будет много.
Что мы имеем на поверку к концу этого года? Ни одного реализованного проекта, никакой перспективы по строительству железной дороги из Китая или газопровода из Туркмении. К этому вывод из строя одного из агрегатов на Токтогульской ГЭС. При том, что накануне 2016-го, год назад уже такое случалось. Пока происходят незначительные веерные отключения электричества, но «еще не вечер», как говорится.
Игры кочевников, которые обошлись бюджету страны в 1 миллиард 695 миллионов сомов. Мы по-прежнему вели политику «зрелищ» вместо хлеба.
Кто продолжает ударно работать, так это наши трудовые мигранты. Так в среднем в 2016 году ежемесячно каждый трудовой мигрант из России отправлял в Кыргызстан — $184.30, в Таджикистан $113, в Узбекистан $90.20. В этому году поступления мигрантов в Кыргызстан даже увеличились. Понять можно, если государство не обеспечивает, то приходится поддерживать своих родных.
Накануне Нового года Атамбаев наградил медалями «Данк» несколько человек за стойкость духа, высокие волевые качества, выдающиеся примеры стремления человека в трудной жизненной ситуации к достойной жизни. Надо отдать должное, что Атамбаев поймал тонкую струну, как можно задеть за душу. Не зря он весь год пел песни, чтобы разжалобить народ. И у него получалось. Люди эти действительно достойны этой медали. Сегодня больше половины Кыргызстана демонстрируют дух, волю и стойкость к жизни, несмотря на то что правительство, президент, Жогорку Кенеш КР пребывают в бессилии что-либо изменить.
2017 год будет очень интересным годом для Кыргызстана. Не так просто будет, как думают некоторые политологи, или балитологи. На референдуме участвовало не более 40 процентов от числа избирателей. И то только потому что проходили выборы в местные кенеши. 180 тысяч человек, граждан Кыргызстана проголосовало против изменений в Конституцию, навязанных властью. Это люди, которые прочитали проект закона. А добавьте сюда еще тех, кто не пошел голосовать, потому что был против.
Ситуация сохраняется более или менее стабильной не потому, что она под контролем у властей. Наш народ терпеливый, великодушный, но не долго – от выборов до выборов. Но если что пойдет не так, спрос с Атамбаева будет иной. Много он наговорил в этом году. За базар отвечать надо! Сам же говорил.
Замира СЫДЫКОВА.