Отдельные члены группы агитации «против» направили в ЦИК обращение. В нем говорится, что они призывают не признавать итоги референдума по внесению изменений в Конституцию КР.
Приводим текст обращения полностью:
«Инициаторы референдума нарушили общественное согласие, достигнутое в 2010 году: при проведении всенародного референдума граждане Кыргызстана голосовали за условие, что Конституция не будет меняться до сентября 2020 года. Жогорку Кенеш и президент не имели конституционных полномочий вносить изменения в Основной закон страны, согласно ее статьи 114.
В период перед референдумом не было открытых общественных консультаций, обсуждений и диалога с гражданами.
Назначение даты референдума произошло с нарушением конституционного закона, так сроки назначения референдума были нарушены.
После начала агитационной кампании не были созданы равные условия для групп «за» и «против». Группу «против» не пускали в административные здания, срывали встречи со студентами. За членами группы «против» была организованна слежка, сотрудники правоохранительных органов являлись на встречи с гражданами, представлялись «учителями», пытались фотографировать регистрационные листы и запомнить людей, которые приходили послушать агитацию против референдума с целью запугивания. Иногда людей, которые приходили на встречи, выявляли по опубликованным фото, опознавали, находили и запугивали. В целом в период агитации проводилось безостановочное шельмование, травля, подача судебных исков, слежка и подслушивание правозащитников, журналистов, политических оппонентов действующего режима и простых пользователей социальных сетей за сатирические стихи.
Членам группы «против» было предоставлено бесплатно эфирное время в дебатных программах. В тоже время, все остальные программы телеканалов, которые содержатся на средства налогоплательщиков, широко использовались для агитации «за». Новостные программы носили ярко выраженный характер агитации «за». Как пример, популярная программа «Ой ордо», ОТРК 6 декабря 2016 была полностью посвящена агитации «за». Из группы «за» на передачу пригласили 3 участников и ни одного из группы «против». Все участники, включая ведущего, не только агитировали «за», но и шельмовали участников группы «против». При такой односторонней агитации по закону положено вносить оплату, но 280 тыс. сомов не было внесено в кассу ОТРК. В агитации «за» активное участие принимали священнослужители, что запрещено законом.
Депутаты Жогорку Кенеша, содержащихся на средства налогоплательщиков, отправили в свое рабочее время агитировать за референдум. В школах города Бишкек был объявлен карантин, и учителя были направлены агитировать за референдум.
Президент в день голосования, грубо нарушая статьи 22 и 23 Закона о референдуме, публично практически дал указание организовать 30% явки.
Для студентов были специально организованы дополнительные участки, которые располагались в зданиях учебных заведений, где эти студенты учатся. Многие членами УИК (участковых избирательных комиссии) были преподаватели этих заведений. Они жестко контролировали волеизъявление студентов, которых приводили строем, считали, отмечали в списках.
Тайна волеизъявления студентов была грубо нарушена: маркер просвечивал через бюллетень, и отчетливо был виден с обратной стороны при опускании в урну, около которой стояли члены УИК, они же преподаватели голосующих студентов. В помещении для голосования находились посторонние, которые контролировали ход голосования, наблюдатели сообщили, что некоторые оказались «деканами». Другие преподаватели сидели снаружи избирательных участков в автомобилях и контролировали заходящих и выходящих студентов. Наблюдатели сделали фотосъемку, как студенты подходят отмечаться к автомобилю. Как рассказали студенты на условиях конфиденциальности, при приближении к избирательному участку их обязали звонить по телефону преподавателю, который сидел в автомобиле около избирательного участка. Тех студентов, которые еще не пришли на избирательный участок, преподаватели разыскивали. Например, один преподаватель звонил своему студенту 11 декабря 41 раз. В социальных сетях широко распространилось фото бюллетеня, сделанное наблюдателем, где написано: «Мени кыйнап алып келди – каршы» («Меня заставили — против»). Несмотря на беспрецедентное давление, практически каждый третий студент голосовал против референдума.
Запугивали и принуждали голосовать медицинских работников, учителей, военных, получателей социальных пособий. Обитателей психоневрологических интернатов срочно и избирательно паспортизировали накануне референдума. На референдуме повели голосовать самих послушных и «контролируемых». Более самостоятельным обитателям не выдали паспорта.
Таможенников в городе Оше запугивало некое лицо известное, как «Раим миллионщик». Он сказал, чтобы все голосовали в строго определенное время, и как будто по времени он определит результат волеизъявления таможенников города Оша.
Люди в подавляющем большинстве не понимали вносимых поправок. При этом гражданам предлагалось проголосовать либо «за», либо «против» за более чем 30 поправок. Право граждан на информированный выбор было полностью попрано.
Так как незапланированный референдум проводился вместе с местными выборами, то организация дня голосования была поспешной и крайне неудовлетворительной.
Потрачены огромные средства на покупку дополнительных урн для референдума, а в это время идентифицирующие избирателей устройства повсеместно выходили из строя, людей не могли идентифицировать и они уходили крайне огорченные. Другие после идентификации не могли найти себя в списках: только на одном участке волонтеры записали имена 80 человек, которые лишились своего конституционного права принять участие в выборах, среди них было много пожилых, некоторые из них плакали. 51 000 бюллетеней признано недействительным.
В целом явка была низкой, в населенных пунктах и городах, где не было местных выборов, явка не достигла 30% барьера.
Требуем признать референдум 11 декабря 2016 года несостоявшимся».
Под обращением подписались правозащитники Рита Карасартова, Бурул Макенбаева, Бурул Усманалиева, журналисты Нарын Айып и Бегалы Наргозуев, а также экс-депутат парламента Равшан Жээнбеков.