Сегодня мы беседуем с известным политологом доктором исторических наук Зайнидином Курмановым на злободневную тему о необходимости судебной реформы в КР.
— Президент А.Атамбаев сказал, что изменения в Конституцию важны именно для того чтобы провести судебную реформу. Как изменения в Конституцию повлияют на судебную систему и улучшится ли потенциал судов?
— Изменения Конституции сами по себе не гарантируют успех. Бумага все стерпит. Судебную реформа у нас длится уже свыше 20 лет, потрачены колоссальные средства международных доноров, но она не стала ни независимой, ни справедливой. А в последние 6 лет после апрельского переворота 2010 г., когда новые реформаторы почти полностью поменяли судейский состав на новых судей, не позаботившись об их обучении, она стала еще более зависимой и еще более несправедливой. Сейчас, как признаются депутаты кыргызского парламента К.Исаев, О.Текебаев, А.Шыкмаматов и другие судебная власть управляется из аппарата президента Кыргызстана. Названы даже имена поводырей – это сотрудники отдела по судебно-правовой реформе Алмаз и Манас (бесфамильно). Если раньше, кыргызский Белый дом избирательно управлял судебными делами, то сейчас это дело поставлено на конвейер. Судьи сидят и ждут указующих сверху установок. Если их нет, то сами звонят в соответствующий отдел аппарата Белого дома и консультируются – какое угодно вынести для вас решение? Раньше такого в таких масштабах не было и, если власть не была заинтересована в этом деле, судья сам рассматривал и самостоятельно принимал решение. Почему такое стало возможным? Да потому, что судей стали беспощадно увольнять за малейшее неповиновение, ошибку или проявление независимости. Поэтому судьи стали подстраховываться на всякий случай.
Что ждать от конституционных нововведений, которые не признают ни современный миропорядок, ни теорию правового государства, систему разделения ветвей власти и систему сдержек и противовесов между ними? Наверное, поэтому проект конституционных изменений власти Кыргызстана никак не хотели отдавать на экспертизу Венецианской комиссии. По наивности или глупости думали, авось пронесет, не заметят!? Не понимают, что обязательно заметят, дадут оценку и будут приняты соответствующие меры.
Относительно судебной власти – предлагается создать президиум верховного суда, чьи решения будут иметь директивное значение, как в советское время, а, следовательно, судьи де-юре (де факто они давно лишены этого статуса) лишатся статуса независимых судей. Президиум будет стоять во главе вертикали судебной власти. Конституционная палата (суд) станет зависимой от президента и парламента при вынесении своих заключений и подтверждать их, в случае несогласия одного из них, двумя третями голосов. Вот такой планируется создать в Кыргызстане независимый конституционный суд, который уже однажды ликвидировался и его отстояли в этот раз, когда горе-реформаторы хотели придать ему статус совещательного органа. Еще одно интересное нововведение гласит, что Кыргызстан отныне будет суверенным государством и не будет подчиняться нормам международного права, даже если они ратифицированы парламентом, т.е. национальное право поставлено выше международного. Все это, конечно, выглядит смешно, если бы не было так грустно. Реформаторы тем самым демонстрируют, что они не знают основ современного мироустройства, как к нему через огромные страдания и войны, пришло человечество.
— Какие изменения считаете самыми вредными для судебной независимости КР?
— Все! Хотелось, очень хотелось, как специалисту, найти хоть что-то полезное, воодушевляющее, чтобы двинуло страну вперед, чтобы можно было гордиться развитием отечественной юридической мысли, собственными, может быть даже теоретическими и практическими находками, которые бы позволили говорить о кыргызском чуде. Но увы! Гордиться нечем. Нам предложили интеллектуальный примитив, прошлое, средневековье, когда вся власть – исполнительная, законодательная и судебная тоже была в руках абсолютных монархов. Сделать выбор между плохим и очень плохим. Комментарии, думаю, тут излишни.
Беседовала Солто ТЕМИР.