«Карманный» профсоюз стал сродни «карманному» парламенту

0
8887

В Конституции Кыргызской Республики наша страна определена как социальное государство. Приоритетность социальных задач провозглашена и во многих других законах и программных документах правительства. Большинство партий страны, называясь социал-демократическими, также преследуют социальные цели. Однако, как показывает история, создание социального государства не может быть без профсоюзов. «Скандинавский социализм», который служит образцом для многих стран, был построен не потому, что этими странами правили хорошие президенты, а потому что в них профсоюзы традиционно были сильными и они сумели объединить большую часть трудящихся в борьбе за их право против рынка.

Дело в том, что в условиях рыночной экономики, когда рабочая сила становится товаром, пусть и специфическим, основные социальные проблемы решаются главным образом на уровне предприятий. Это непрерывный живой процесс, где каждодневно сталкиваются интересы работника и работодателя, и этим процессом не могут полностью управлять государственные органы, какими они бы не были мощными. Только сами работники в лице их представительных органов – профсоюзов могут добиться своевременного решения своих проблем в процессе постоянного взаимодействия с работодателями и их представительными органами. Для этого профсоюзы должны быть действенной организацией, способной на равных правах вести диалог со своими контрагентами – правительством и объединениями работодателей и эффективно решать вместе с ними насущные проблемы работников. К тому же роль профсоюзов возрастает с переходом Кыргызстана на парламентскую республику, поскольку они являются важным институтом демократизации общества.
Были ли прогрессивные моменты в деятельности профсоюзных организаций? Безусловно, они были. Во-первых, Федерация профсоюзов Кыргызстана сначала, когда она обладала законодательной инициативой, внесла ряд законопроектов, способствующих совершенствованию законодательной базы регулирования социальных проблем. Регулярно заключались трехсторонние соглашения, в которых озвучивались и реализовались требования своих членов к правительству и объединениям работодателей.

Вместе с тем деятельность Федерации профсоюзов Кыргызстана не отвечает требованиям сегоднешнего дня. Разрыв между задачами, вытекающими из их функций и проделанной работой, настолько велик, что в целом можно говорить об их бессилии. Во-первых, профсоюзы не сумели привлечь в свои ряды основную массу работников Кыргызстана. По отчетам Федерации профсоюзов Кыргызстана на 2016 год численность членов профсоюзов составляет более 700 тыс. человек, что соответствует 35% занятых. Однако эти данные сильно завышены, путем банальной приписки. Мною по косвенным данным, а именно по объему собранных членских взносов была рассчитана примерная реальная численность членов профсоюзов. По этим расчетам она составляет не более 300 тыс. человек (12% занятых). Это с учетом того, что профсоюзные активисты в сговоре с администрацией государственных организаций обманным путем подписывают у работников заявление о вступлении в профсоюз и перечислении членских взносов, когда они принимаются на работу. Охват профсоюзной деятельностью несколько лучше обстоит в бюджетных учреждениях, а также в крупных предприятиях и организациях. А малые и средние предприятия и сектор нелегальной занятости, где по статистическим данным трудятся более 70% работников, за редким исключением, остаются вне сферы деятельности профсоюзов. В этих предприятиях работники остались под полным диктатом работодателей. В них широко распространены сверхурочные работы и ненормированный труд. Не соблюдаются элементарные нормы охраны труда. Есть немалочисленные факты работорговли и мошеннического поведения работодателей — предприниматель эксплуатирует труд работника, как ему вздумается, а когда подходит время оплаты, то он отказывается это делать под различными предлогами.  Во-вторых, в работе Федерации профсоюзов Кыргызстана нет должной результативности. Хотя “активно” участвуют в трехсторонних переговорах и стараются своевременно реагировать на те или иные решения правительства, затрагивающие интересы работников, это ими делается во многом формально лишь для того, чтобы их не обвинили в бездействии, и деятельность Федерации профсоюзов Кыргызстана не нацелена на достижение конкретных результатов. В этих трехсторонних переговорах они, как правило, не проявляют настойчивость, соглашаясь на нечеткие и обтекаемые формулировки, позволяющие правительству и работодателям уйти от ответственности по решению социальных задач.

При повышении тарифа на электроэнергию в 2009 году, что, как известно, послужило одним из детонаторов событий апреля 2010 года, Федерация профсоюзов была по существу на стороне правительства, а не на стороне своих членов, выражая свою удовлетворенность мерами защиты малообеспеченных слоев населения, на что правительство согласилось под давлением не профсоюзов, а политической оппозиции. А в ночь на 8-апреля, когда еще не стихали выстрелы перед домом правительства, лидеры профсоюзов в своем офисе, находящемся в 100 метров от него, занимались дележом портфелей, что показывает помимо прочего их мораль. За последнее время, особенно в 2016 году, как независимый институт, Федерация профсоюзов Кыргызстана ни разу не прибегнула к серьезным адекватным мерам по улучшению положения человека труда.

Существует основная причина, которая Федерации профсоюзов Кыргызстана не позволяет выполнять свою функцию надлежащим образом. Речь идет о собственности профсоюзов. Эта и есть самая главная причина того, почему профсоюзы оказались в такой ситуации.

Во-первых, наличие собственности у профсоюзов делает их уязвимыми перед властью. Было несколько случаев возможного возбуждения уголовных дел по отношению к руководству Федерации, которые впоследствии прекратились в силу определенных причин. Боясь быть привлеченными к ответственности за те или иные нарушения, связанные с управлением этой собственностью, руководство профсоюзов уходит от поднятия злободневных острых вопросов, имитируя профсоюзную деятельность на бумаге. В результате профсоюзы превращаются в «карманные профсоюзы», точно также как в свое время таковым стал парламент.

Во-вторых, вся сила и время нынешнего руководства Федерации в лице председателя Жанадиля Абдрахманова тратится на извлечение максимума доходов от этой собственности. Вся информация о наличии имущества, размерах поступающих доходов и их использовании полностью засекречена. В результате защитная функция вытесняется на второй план. Руководство озабочено только тем, чтобы больше извлечь выгоды от имущества. Поэтому обвинение ряда профсоюзных деятелей, получившее отражение в «Справке о систематических нарушениях Устава Федерации профсоюзов Кыргызстана и основополагающих принципов профсоюзного движения», о том, что 95% времени Совета ФПК на заседаниях затрачивается на внутрихозяйственные проблемы, мне представляется правдоподобным.

Сегодня из-за собственности в руководстве Федерации профсоюзов сложилась нездоровая обстановка. Никто не осмеливается говорить о ситуации в Федерации профсоюзов Кыргызстана открыто, ибо это будет сопровождаться неизбежными скандалами и риск остаться не у дел повышается. Отсюда непрозрачность деятельности руководства Федерации, особенно его главы. По этой причине не происходит омолаживание руководства профсоюзов. С другой стороны, каждый член Совета хочет иметь более широкий доступ к имуществу профсоюзов. Это стимулирует борьбу за профсоюзную власть, которая при отсутствии прозрачности в деятельности профсоюзов нередко сопровождается интригами и доносами друг на друга.
Ради справедливости следует отметить, что аналогичная ситуация сложилась в большинстве республик СНГ. Везде проблемой является собственность, что привело к закреплению в экономической литературе термина «профсоюзные олигархи». Исключение составляют те страны, которые стремятся к демократии. В Грузии собственность профсоюзов после смены власти была национализирована. В Украине после серии громогласных скандалов было решено провести инвентаризацию, и дано соответствующее поручение Фонду госимущества этой страны.

При плохой работе Федерации профсоюзов имелись попытки создания альтернативных профсоюзов. В Министерстве юстиции зарегистрирована Конфедерация независимых профсоюзов Кыргызстана, существуют независимый профсоюз работников железнодорожного транспорта, независимый профсоюз работников автотранспорта и другие. Однако эти попытки не увенчались успехом по ряду причин. Одной из основных причин является то обстоятельство, что правительство выделяет сотни миллонов сомов на оздоровление трудящихся, и эти средства отдаются Федерации, которая их использует на удешевление путевок. Это делает неконкурентоспособными альтернативные профсоюзы, поскольку, если работники перейдут в альтернативные профсоюзы, то они лишаются этой возможности.

Профсоюзы — независимая общественная организация и по законодательству Кыргызской Республики власть не имеет право вмешиваться в их деятельность. Однако оставить их в таком виде также нельзя. Как уже сказано выше, они зашли в такой тупик, что оттуда трудно им выбраться собственными силами, там глобочайший кризис. Если политическая элита Кыргызстана хочет построить социальное государство, она в сложившихся условиях должна принимать политическое решение. Учитывая это, на мой взгляд, было бы лучше, если парламент, как основной орган управления страны, создал специальную комиссию для глубокого и всестороннего изучения вопросов, связанных с Федерацией профсоюзов Кыргызстана. Целью комиссии, на мой взгляд, должны быть детальное изучение деятельности Федерации профсоюзов Кыргызстана, особенно за последний год, ее устава и других нормативных документов с точки зрения развития внутрипрофсоюзной демократии, прозрачности работы Федерации и подготовка соответствующих рекомендаций. Комиссия также должна разобраться с имуществом профсоюзов и найти решение этого вопроса, национализировать ли это имущество, как в упомянутой Грузии, или оставить его как есть, если оставить, то, как надо сделать, чтобы оно не мешало профсоюзным организациям в выполнении прямых их функциональных обязанностей.

В следующей статье я более детально и персонально остановлюсь на внутренних нелицеприятных моментах, которые произошли за последний год внутри Федерации, а именно о взаимотношениях руководства с сотрудниками, об использовании финансовых средств, об интригах и о реальных целях нынешнего руководства ФПК, а также об репрессивных мерах данной организации.

Калысбек Айкынов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.