www.kg: Суровый урок от казахских провайдеров

0
8650

Цены на интернет – с лета эта тема широко обсуждается в обществе. В августе стало известно, что все операторы связи Кыргызстана получили от АО «Казахтелеком» уведомление о поднятии цен. Местные провайдеры сразу же уведомили своих потребителей, что будут вынуждены либо снижать скорость доступа ко всемирной паутине, либо поднимать цены.

Сегодня интернет стал базовой потребностью человека, этим объясняется гибкость в отношении цен. Во всем мире стоимость доступа в Сеть стремительно снижается. Но только не в Кыргызстане.

«В мире цены на интернет падают быстрыми темпами, как минимум удешевление составляет 30% в год, – пояснил Res Publica глава кыргызского отделения интернет-общества (Internet Society, ISOC) Талант Султанов. – Однако в КР стоимость растет. Это связано с тем, что мы зависим от одного источника, верней, страны – Казахстана. И тамошние поставщики могут ставить нам любые условия. Они понимают, сколько не повышай стоимость, мы все равно будем потреблять его. Пользуясь такой ситуацией игроки из соседнего государства попытались максимизировать свои выгоды».
По его словам, можно обойти соседей, протянув кабель из Китая или через Пакистан, Индию – у этих стран есть доступ через океан. «Но есть другая сторона вопроса – контент. Мы на 90% потребляем русскоязычный контент. Поэтому нам нужен кабель от Москвы, и самый короткий путь – через Казахстан», – говорит Султанов.
По мнению экспертов, Кыргызстан мог бы стать транзитным центром для всего Центральноазиатского региона. Об этом на круглом столе «Интернет в Кыргызстане: проблемы и перспективы» сказали и операторы связи из Таджикистана. По их мнению, КР может стать региональным игроком, протягивая кабели через другие страны, в обход Казахстана. «Для других республик региона это сложней. Мы относительно открытая страна, у нас есть свобода слова. Нужно этим пользоваться и развивать. Для Центральной Азии сейчас транзитным центром является Казахстан. Весь российский интернет мы получаем через РК. Обойти их можно через Китай, но путь увеличится и скорость будет медленней. Потому надо прорабатывать другие варианты», – отмечает Талант Султанов.

Ситуация с интернетом побудила кыргызстанских операторов связи искать другие пути выхода во всемирную паутину. Оказавшись загнанными в угол, они активно рассматривают все возможные варианты, вплоть до развития своего контента, дабы не быть зависимыми от «внешки». «Сейчас мы поняли насколько уязвимы в плане доступа к интернету», — признались представители кыргызстанских компаний во время обсуждений.

Они признают, что общими усилиями госорганы и операторы связи на протяжении нескольких месяцев ведут переговоры. Но пока усилия тщетны. «Во время переговоров 5 октября в Алматы, где присутствовали представители госорганов двух государств, магистральные операторы и компании-потребители, была достигнута договоренность проработать вопрос в течение месяца и прийти к решению. На время переговоров договорились сохранить все действующие отношения. Но давление в отношении нашей компании не прекращалось. И 14 октября один из магистральных операторов отключил нам сервис, хотя для него все условия были сохранены», – рассказывает исполнительный директор компании «Акнет» Руслан Абдумажитов.

По его словам, от правительства КР в тех переговорах принимали участие представители Госагентства антимонопольного регулирования и Госкомитета информационных технологий и связи. «Они после заявили, что приняты определенные решения, но, как оказалось, выйдя за дверь все обо всем забывали», – говорит руководитель «Акнета».

Ситуация, когда кыргызстанских операторов связи ставят в тупиковое положение, возникла не впервые. Как отмечает бывший коммерческий директор ОАО «Кыргызтелеком» Эрмек Ниязов, это не первая попытка интернет-провайдеров из Казахстана поднять цены для КР. «Но раньше это не придавалось огласке, поскольку применялось это в отношении отдельных компаний. В этот же раз впервые в истории, цены подняли сразу всем. И на уступки казахская сторона идти не собирается», – отмечает он.

Признается, что переговоры с соседями идут очень трудно и директор ассоциации операторов связи КР Нурбек Абасканов. По его словам, дважды – в Астане и в Алматы – прошли встречи кыргызских операторов связи с партнерами из РК. «Казахские операторы не хотели идти на встречу. Определенные договоренности были, но казахская сторона их не исполняла. Со временем у них возникло понимание, и третий раунд переговоров прошел успешно. Сейчас партнеры согласны не поднимать цены, если мы будем увеличивать бюджеты, которые отправляем на внешние интернет-каналы. Это условие выполнимо. Мы даже готовы увеличить бюджеты, потому что потребление у нас в стране растет, и в 2-3 раза больше брать у наших внешних партнеров», – заверил глава ассоциации.

Однако не столь оптимистично настроены операторы связи. «Сейчас также ведутся переговоры и предпринимаются попытки урегулировать ситуацию. Обещания, что вопрос вот-вот решится звучали и месяц назад, и два. Но на деле диалог ведется, а действенных мер пока нет», – говорит Руслан Абдумажитов.

Казахская сторона игнорирует обращения госорганов КР, утверждают в Государственном комитете информационных технологий и связи КР. «На государственном уровне переговоры проводятся. Встречи состоялись и на уровне МИД двух государств, где КР вручила ноту с просьбой пояснить, в связи с чем повышены цены на интернет для кыргызских провайдеров. Мы требовали обоснование: ведь российская сторона утверждает, что не повышала стоимость для казахских магистральных провайдеров, тогда почему последние увеличили цены для Кыргызстана? Но официальный ответ от соседей мы еще не получили», – сообщил заместитель председателя ГКИТиС Эшмамбет Аматов.

Он подчеркивает, что каждая компания должна самостоятельно договариваться со своим казахским партнером. «Мы не можем вмешиваться в эти переговоры двух хозяйствующих субъектов. Госкомитет не регулирует цены. Мы лишь создаем условия для работы компаний. А вести переговоры не наша прерогатива», – пояснил чиновник.
Участники круглого стола отметили, что «казахские партнеры преподнесли им хороший урок». «Это был хороший урок, который научил нас взаимодействовать с госорганами, сотрудничать с конкурентами внутри страны, держать позиции и вести переговоры с нашими партнерами – казахскими провайдерами. Мы получили бесценный опыт, без относительно больших потерь и достаточно безболезненно», – заключил Нурбек Абасканов.

Соб.инф.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.