Турция. 15 июля изменило взгляды

0
8600

Все постепенно улеглось, Турция живет обычным ритмом жизни. Нет на улицах Анкары и Стамбула ни бронетранспортеров, ни автоматчиков, что должно сопровождать введенное после 15 июля чрезвычайное положение. Это удивляло и было первым вопросом, который задали журналисты из Азербайджана, Кыргызстана и Узбекистана, приехавшие по приглашению правительства Турции на программу «Свидетельства национальной воли и истории». Она рассчитана специально для того, чтобы рассказать как много больше о деталях трагических событий 15 июля этого года, когда была совершена попытка военного переворота, о национальном единстве, которое позволило турецкому народу противостоять путчистам. И о том, кто за этим стоял.

На этой программе уже побывали западные журналисты, российские, из ЦА и приглашены журналисты из Восточной Европы. Встречи проходили в парламенте Турции, МИД и с коллегами из турецких СМИ.

15 июля 2016 года Турция впала в ночной хаос и насилие, попытка переворота унесла жизни 238 гражданских лиц и полицейских. Группа, ответственная за переворот, представляет собой небольшую фракцию турецких военных. Они управляли атаками в Анкаре и Стамбуле, направленными на захват государственных учреждений, включая президентский офис и Национальное разведывательное управление. Парламент бомбили 11 раз в течение ночи, в то время, когда депутаты, как правящей, так и оппозиционной партии находились внутри здания. Танки и военные также блокировали мост на Босфоре в Стамбуле, когда Анкара подвергалась ударами бомб с вертолетов F-16. В намерении контролировать СМИ, путчисты штурмовали здания CNN-Turk и TRT. Диктору телевидения угрожали оружием, и подставив к голове пистолет пытались заставить ее читать объявление о перевороте и декларацию путчистов.

Показания данные солдатами хунты и другие доказательства указывают на Фетхуллаха Гюлена, лидера Фетхуллахской террористической организации (ФЕТО), как вдохновителя этого неудавшегося переворота. Турецкое правительство объявило три месяца чрезвычайного положения с требованием к США депортировать Гюлена, проживающего последние годы в штате Пенсильвания, чтобы он предстал перед турецким уголовным судом. Очищение каждой ячейки в обществе от влияния этой террористической организации и экстрадиция Гюлена в Турцию сыграла бы большую роль для турецкой демократии, — писала в те дни самая читаемая турецкая газета Себах.

ФЕТО

Турция пережила 6 переворотов за свою историю с 1966 года. Официально террористических организаций насчитывается много, самая реакционная из них курдская, но почему именно Гюлен обвиняется в попытке свершения переворота?
Движение Ф.Гюлена начало набирать силу еще с 1970-х годов, когда он был назначен главным имамом в Измир. Однако уже в 1971 году он был арестован хунтой, совершившей переворот, за реакционные выступления, которые в последствии не подтвердились. И Гюлен вышел на свободу. Именно с того момента Гюлен начинает расширять свою деятельность, выступать в прессе и в 1980 году он напишет статью, в которой будет восхвалять свергнутое правительство. Потому ли что к власти в Турции придет демократическое правительство, и Гюлен решит уйти в тень, но в 1981 году он формально покинет пост президента по делам религий. Начнет активно расширять свою сеть. В 1986 году он создает газету «Zaman». Начинает открывать школы, СМИ, другие проекты, которые помогут рекрутировать в свои ряды сторонников, в особенности среди военных, полиции и судебной системы с целью захватывать власть в государственных структурах изнутри. Уже в 90-е годы он открыл сотни образовательных школ по всему миру. В 1999 году он записал видеообращение к сторонникам своего движения, как можно глубже проникать во все структуры и сферы жизнедеятельности турецкого государства. Тем самым он привлек к себе внимание разведывательных служб, что вынудило его под видом заботы о своем здоровье выехать в США, где он до сих пор находится.

В 2003 году к власти пришла АК партия, возглавляемая нынешним президентом Таипом Эрдоганом, с которым у Гюлена были очень тесные отношения. Говорят, Гюлен спонсировал Ак партию, поддержал через своих сторонников референдум по изменению Конституции. Но именно с этого момента он стал настойчиво продвигать в государственные структуры своих членов, вмешиваться в государственную политику, чем, в конце концов, надоел Эрдогану. В ответ, гюленовская организация опубликовала отчет о коррупции в АК партии, вызвав ярость у правящего режима. И тогда Движение Ф.Гюлена объявляют террористической организацией.

ФЕТО опаснее других, — говорили нам. Другие не скрывают себя, открыто делают заявления, берут на себя ответственность. А эта организация создала огромную сеть за рубежом, работает в образовательной и гуманитарной сферах, развивает СМИ. Таким образом создает себе позитивный имидж, привлекая все большие слои населения, молодежь. «ФЕТО стала разрастаться как раковая опухоль, которая стала давить на другие органы».

Согласно оперативным данным спецслужб Турции, сеть Гюлена пользовалась для связи такими программами как Bylock и Eagle, а также прослушивала военных начальников и другие госслужбы. Гюленовцы расставили своих людей в самых высших эшелонах власти. Пример, 15 июля начальника Военного штаба Турции пришли арестовывать личный адъютант и директор канцелярии штаба.

За переворотом стоит Гюлен, — это уже не оспоримая позиция руководства Турции. А стоит кто-то за Гюленом? — вопрос, который поднимался не раз в ходе встреч.

Внешние силы

Партия национального возрождения Турции еще в 2009-2010 годах обращала внимание на то, что деятельность Ф.Гюлена сильно разрослась. И стала уже международной сетью. Но нас за это сильно критиковали, — говорили члены фракции этой партии в парламенте. «Разве то, что Гюлен живет в США ни о чем не говорит? — спрашивали они. — А то что ни США, ни Европа не отреагировали на угрозу переворота 15 июля?»

Других доказательств никто не приводил, но все — от высших чиновников, политиков до простых граждан убеждены что-то кто-то извне хочет разделить Турцию на десятки частей, чтобы легче было ими управлять. Аргументом же чаще всего было, что Турция является отправной точкой геостратегических интересов. Поэтому проводятся игры, строятся некие планы. «Внешние силы не дают нам сплотиться, им не нравится, что мы быстро развиваемся», — основной посыл. А за примерами далеко ходить не надо — Ливия, Ирак, теперь Сирия. На это сложно чем-то возразить. Даже оппозиционная Республиканская народная партия, как они сами подчеркивают, в вопросах внешней политики поддерживает президента Эрдогана. «И если Турции все же удастся достичь демократических стандартов, то она станет одной из крупнейших держав в мире». С чем нельзя не согласиться.

Ислам

«АК партия представляет религиозное направление и проводит политику исламизации страны. За последние годы существенно пострадали светские сферы жизнедеятельности государства. Но религиозный фактор все-таки преувеличен. Им скорее подменяют установившийся во власти диктат, авторитаризм, нарушение прав и свобод», — считает Енжин Алтай, зампредседателя Республиканской партии.

«Да, за последние 20-25 лет ислам стал более заметным, но это связано не с политикой, а с социальными проявлениями. Большой поток миграции из сел приводит к тому, что, сталкиваясь с модернизацией, они стараются закрыться в себе и становятся более религиозными. Не считаться с их взглядами партия не может, как и с тем, что установление отношений с другими странами может происходить только на основе светских подходов. А люди все равно будут обращать внимание больше на доходы, стандарты жизни, чем на религиозные взгляды», — считает профессор Мехмед Бостанчи, один из лидеров АК партии.

Угроза для ЦА

Гюлен повсюду. Его структуры действуют в 160 странах. Особенный интерес всегда был направлен на страны ЦА. Где выпускники этих школ? Везде, говорят в Турции хором. Турецкая дипломатия после 15 июля поставила вопрос ребром, закрыть гюленовские школы везде где они есть.

В Азербайджане, например, все турецкие школы, аффилированные с Гюленом уже закрыты. Они переданы Министерству образования. В Узбекистане они даже не открывались. В Кыргызстане продолжают действовать 21 гюленовская школа «Себат» и один университет Ала-Тоо. После 15 июля турецкая дипломатия поставила перед собой задачу пресечь их деятельность. Но столкнулась с неожиданным отказом. Как помнится, президент Атамбаев заявил в довольно грубой форме, что не собирается их закрывать, а МИДу Турции посоветовал разбираться в своих внутренних делах. Хотя правительство Турции уже предложило кыргызской стороне взять на себя финансирование этих школ на территории Кыргызстана.

Мы пережили попытку переворота и было очень тяжело, а вы не думаете, что это может произойти с вами?» — спрашивают турецкие чиновники. — 15 тысяч гюленистов насчитывается в Кыргызстане. И это вызывает опасность».

Так же выпускники гюленовских школ в Кыргызстане занимают высокие государственные посты. «Кыргызская сторона знает о ком идет речь, — подтвердили это в МИД Турции. — Кыргызская сторона знает о ком идет речь. Вопрос, что они с этим будут делать».

«Мы готовы сотрудничать в этом вопросе, — сказали в дипломатическом ведомстве Турции. — Мы хотели бы предотвратить опасность для вашего президента, с этой целью мы рассказали вам, что у нас в ночь на 15 июля в кабинет начальника Генштаба Турции пришли близкие люди — директор канцелярии и личный адъютант, чтобы его арестовать. Они оказались в числе путчистов».

О свободе слова

За событиями 15 июля последовали аресты, задержания в высших эшелонах власти, государственных структур, в том числе 43 журналиста. Естественно, это вызывало вопрос об ограничениях в правах и свободах граждан на передвижение, на доступ к информации. Изменилось ли законодательство о СМИ, введены ли были какие-то запреты в связи с чрезвычайным положением. «Нет», — говорят в Главном управлении информации Турции. В стране существует 2731 газет, 4071 журнал и 731 тв— и радиостанции. 15 тысяч свободных журналистов обладают пресс-картами. «43 журналиста арестованы не за журналистскую деятельность, а за терроризм, — сказал на встрече Генеральный директор Главного управления информации Мехмет Акарса. — Тех, кто разглашает секретные материалы и ставит страну в трудное положение, мы считаем террористами».

«15 июля было «землятресение» в Турции, которое перевернуло взгляды, — считает главный редактор новостей CNN-Turk Ферхат Боратав. — Когда путчисты стали взрываться в здание телевидения, нас пришли спасать те, кто еще несколько месяцев назад хотели нас побить. Им не нравились наши материалы. Чиновники отказывались приходить на наши передачи».

Действительно, Турция в дни попытки переворота показала неожиданное единство, люди выходили на улицы спасать страну. Лозунги «За демократию!», с которыми выступал Эрдоган, удивили. Может быть Турция все-таки решила выбрать этот путь, который для такой большой страны, более приемлем? Толерантный к религиям, экономическому сотрудничеству и гибкий в вопросах геополитических отношений.

Замира СЫДЫКОВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.