Воруют у нас все и всегда – наше время, здоровье, деньги, веру в справедливость и в профессионализм наших властей снизу доверху. Но это еще не самое страшное. Оружие воруют – вот настоящая беда! Потому что его продают – кому? Родным и близким для самообороны? Бандюкам для дела? Террористам для массовых убийств? Депутатам и чиновникам для вооружения собственных боевых отрядов на случай очередного госпереворота?
На недавней пресс-конференции Секретарь Совета обороны КР Темир Джумакадыров рассказал журналистам, что оружие воровали со складов Государственной пограничной службы. Он тактично, в интересах следствия, умолчал о количестве украденного и числе торговцев, только намекнул: «очень много лиц, которые так или иначе участвовали в этом процессе и уже установлено». Информацию подтвердил и замминистра внутренних дел Данияр Абдыкаров, сообщивший представителям прессы о задержании начальника одного из отделов МВД по подозрению в соучастии в незаконной продаже оружия.
Итак, шайка ворья систематически крысила у своих, вывозила со складов и толкала заинтересованным лицам оружие, и боеприпасы. Дико, что высокопоставленный чиновник — начальник отдела 10 Главного управления МВД. Вот чем, вы думаете, занимается это управление и его отделы? Всего точно не знаю, на сайте министерства деталей нет. Но вопросы предупреждения и борьбы с экстремизмом и терроризмом, видимо, одна из важных функций, судя по информации в сети. Что ж, направление верное, правильной дорогой идете, товарищи, как сказал бы враг всех врагов народа Владимир Ильич Ленин. И начальник отдела тоже шел этой правильной дорогой — до развилки, где свернул на неправильную, прямиком ведущую к тем, с кем он должен был бороться по долгу службы. Другие задержанные тоже не кто попало: военнослужащие и пенсионеры погранслужбы.
А начали раскручивать дело вот с чего, цитирую прессу: « 29 июля в пригороде Бишкека было совершено покушение на сотрудника Генеральной прокуратуры Эркина Курманалиева, который после взрыва личного автомобиля в тяжелом состоянии был доставлен в больницу. Он лишился кисти руки и повредил один глаз». Как поведал информированный источник, человек, совершивший покушение на прокурора, был задержан и признался, что приобрел взрывное устройство у членов организованной преступной группировки, которые занимались незаконной продажей оружия вместе с военными.
Далее: «30 августа террорист-смертник совершил теракт у посольства КНР в Бишкеке. Он въехал на автомобиле в ворота посольства и совершил самоподрыв. В результате взрыва террорист скончался, трое сотрудников посольства из числа граждан Кыргызстана получили осколочные ранения. Во время расследования теракта у посольства КНР в Бишкеке, совершенного в конце августа, выяснилось, что террорист смертник тоже приобрел взрывное устройство у членов этой же преступной группировки. Задержанные дали показания, что оружие и боеприпасы, а также взрывчатые вещества им продавали военнослужащие Кыргызстана».
Тут уж не осталось сомнений в том, что не один человек, а целая группа снабжает преступников взрывчаткой и оружием. Генштаб Минобороны срочно начал проверять все оружейные склады в республике. Проверяющие недосчитались 26 автоматов, 14 пистолетов и 13 тыс. боеприпасов.
Еще 7 октября 2011 года руководство МВД отчиталось перед депутатами ЖК. Тогдашний министр внутренних дел Зарылбек Рысалиев поведал, что после задержания сотрудниками ГКНБ в начале августа торговцев оружием, в том числе одного сотрудника Министерства внутренних дел, в ведомстве была создана комиссия по проведению ревизии складов с оружием МВД.
«С 1994 года не было ни одной проверки или ревизии наших складов с оружием. После того, как ГКНБ задержал торговцев оружием, я создал комиссию и поручил ей начать проверку складов. По результатам проверки выяснилось, что пропало 84 единицы оружия, из которых проданы только 16 единиц», — сообщил министр.
5 лет прошло, а крысы спокойно продолжали шуровать на складах, снабжать клиентов оружием. Из дальнейших сообщений выяснилось, что один из «снабженцев» — водитель председателя Госкомитета по делам обороны (ГКДО) Марата Кенжесариева, другой — прапорщик Госпогранслужбы, оба незаконно хранили и перевозили оружие. Об этом в начале октября сообщил Генштаб Вооруженных сил КР: “Водитель был задержан при продаже трех автоматов Калашникова АК-74 членам преступной группировки. Оба подозреваемых находятся в следственном изоляторе спецслужбы”.
Нормально, да? Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев за упущения в работе всего-навсего объявил выговор начальнику Генерального штаба Вооруженных сил КР Р. Дуйшембиеву. Спасибо, что не наградил. Кроме того, президент освободил от занимаемой должности за слабую работу в обеспечении учета и хранения оружия и боеприпасов в частях ГПС заместителя председателя ГПС Т.Усубалиева, который отвечал за сохранность на складах вверенного ему объекта. Приказом начальника Генштаба ВС вынесено взыскание председателю Государственной пограничной службы А. Алимбаеву и первому заместителю председателя ГПС Б.Жылтырову, они предупреждены о неполном служебном соответствии. Согласно приказу Генштаба ВС, председатель комитета по делам обороны Марат Кенжесариев также получил предупреждение о неполном служебном соответствии, а замглавы Генштаба Тиленову Закиру объявлен выговор. Центральный аппарат ГПС потерял 14 офицеров, столько же ценных кадров — офицеров и прапорщиков уволиены со склада, откуда оружие уходило налево. Инцидент исперчен, как говорил Маяковский.
Это суммированная информация из официальных источников и средств массовой информации за октябрь, который еще не кончился. Не исключено, что всплывут новые детали. Известно, что крысы — животные умные и хитрые. Если им один ход к кормушке перекрыть, они выроют другой.
Тьма вопросов, на которые хотелось бы получить ответы. Если правда, что бойкая торговля оружием и боеприпасами шла не один год, куда смотрели ГКНБ и все вышепоименованные структуры? Почему МВД не проводило проверку оружейных складов с 1994 года и сколько раз проводило с 2011 года по сегодняшнее время? Делились нижестоящие чины преступными доходами с вышестоящим начальством, закрывавшим глаза на безобразия? Кто ставил свои подписи на актах о списании якобы устаревшего и негодного к использованию оружия — не прапорщики же? Как дальше будет производиться дератизация (уничтожение хищников в мундирах) в силовых структурах Кыргызстана? Не спустят ли дело на тормозах?
И последний вопрос: кто ответит на все предыдущие?
Рина ПРИЖИВОЙТ.