Жены политзаключенных: Нам есть что сказать властям!

0
9484

В череде политических мероприятий последних дней прошло еще одно – в Бишкеке выступили жены и родственники политических заключенных. Эта тема не получила широкой огласки в СМИ, обошли ее стороной и специально обученные подстрекатели… Однако разговор на фоне «полного игнора» получился весьма непростым.

«Право на защиту – открытый суд», «Зажим свободы слова через репрессии инакомыслящих», «Чем грозит беспрепятственное и скоропалительное протаскивание нового варианта Конституции?». Эти вопросы вынесены и обсуждены теми, чьи мужья, братья, сыновья брошены властями за решетку.

Речь идет о 9 лицах, находящихся вот уже 7 месяцев в застенках СИЗО ГКНБ по обвинению в насильственном свержении власти.

Это лидеры Народного оппозиционного движения (НОК) – Кубанычбек Кадыров и Бектур Асанов, «Народного парламента» – Бекболот Талгарбеков, Торобай Колубаев, Александр Гусев, Марат Султанов и Тойгонбек Калматов, а также Народного курултая – Эрнест Карыбеков и Дастан Сарыгулов.

Но прежде, чем дать слово родственникам обвиняемых в силовом захвате власти, на трибуну вышли бывшие политзаключенные.

Одна из них – Замира Сыдыкова, основатель первой независимой газеты Res Publica, подвергшаяся репрессиям в акаевские времена с отбыванием срока тюремного заключения. Она поблагодарила присутствующих за «ненаплевательское отношение к теме политических преследований». «Сегодня нас здесь собралось немного, но пришли те, кто понимает значимость данной проблемы и готов противостоять произволу властей, нацеленных лишить нас свободы слова, самовыражения. Это незаконно, поскольку ныне действующая Конституция дает нам это право. Я тоже слушала нашумевшую запись и могу заявить, что нельзя на основании лишь одних разговоров компоновать состав преступления», – сказала она.

Свою солидарность в этим высказал и Сапарбек Аргымбаев – еще один экс-политзаключенный. «Тяжело находиться за решеткой, зная, что невиновен. Считаю, раз предъявляются серьезные обвинения по статьям Уголовного кодекса «Приготовление к преступлению» и «Приготовление к насильственному захвату власти или насильственному удержанию власти», то общественности должны быть представлены и не менее серьезные доказательства, документально обоснованные в виде данных о покупке как боевого, так и травматического оружия, фиксацию роста спроса на эти виды товаров… Но всего этого нет. Нет ни фактов, ни самих записанных разговоров о «массовой скупке оружия для силового захвата власти». Следовательно, обвинения, предъявлены по надуманным причинам», – заявил Аргымбаев.

Общественный деятель, генерал юстиции Кубат Кожоналиев отметил, как показывает история, власть, которая прибегает к подобным методам борьбы, недолговечна. «Меня тоже сажали за участие в митингах, за критические высказывания в адрес властей. Иметь собственное мнение в этой стране становится опасным, к сожалению. Но все, что нас не убивает, делает нас сильнее», – подчеркнул он.

Представитель Комитета защиты политических заключенных Кыргызстана Марс Кадыров еще раз заострил внимание присутствующих на недостаточность улик, что стало причиной закрытости судебного процесса.

«Мы требуем, чтобы суд проходил открыто. Не надо на основании аудиозаписей убеждать общественность в виновности людей. Пусть будут представлены весомые доказательства», – заявил выступающий.

Открытости судебного заседания потребовали и жены подсудимых. Супруга Эрнеста Карыбекова отметила, что всегда была далека от политики, но теперь готова проявить активность, поскольку «терпеть и ждать уже не в состоянии ни она, ни дети, ни родственники». «Когда ни в чем неповинных людей бросают за решетку, страдают обычно не только они сами. Образно выражаясь, политзаключенные тянут за собой и членов своих семей. Мои дети постоянно спрашивают у меня: «Почему и за что папа сидит в тюрьме?» И я не могу найти ответа на этот вопрос, поскольку не могу выяснить другой момент – почему суд проходит в засекреченном режиме? Почему нас, родных и близких, туда не пускают? Если наши мужья в чем-то виновны, пусть докажут это. Открыто и на основании следственных доказательств. Мы готовы требовать это от властей до тех пор, пока есть силы», – говорит Эльмира Карыбекова.

Супруга Бектура Асанова Алтын Эркебаева считает, что уголовное преследование ее мужа – сугубо политическое дело. «Предъявить доказательства, раскрыть преступление, если оно действительно совершено, а потом обеспечить справедливый суд нынешняя власть просто не в состоянии, поэтому делу придали гриф «секретности». Иначе как объяснить происходящее?», – вопрошает Эркебаева.

По словам адвокатов обвиняемых, они подавали ходатайства об обеспечении открытого судебного процесса, но все они были отклонены с мотивировкой, что «дело носит политический характер».

Как сообщила родная сестра Тойгонбека Калматова, в стране снова наблюдается нездоровая тенденция: власть расширяет список неугодных, начиная подозревать в нелояльности и в недостаточной патриотичности чуть ли не всех граждан. «Мой брат был и есть патриот Кыргызстана. Он всегда внушал нам следовать букве закона, переживал за то, что несмотря на кровавые события в истории страны, власти снова взялись за «закручивание гаек». То, что твориться сейчас, можно назвать одним из худших проявлений тотального подавления свободы слова. То, что человек высказал свое критическое мнение о представителях власти, не должно служить поводом для его заключения под стражу. Это крайняя мера, которая лишь доказывает, что кто-то панически боится мнимого политического террора. Так не должно быть. И народ это понимает. Причем если раньше «сажали» тех, кто публично выступал против политического курса власти, то теперь мы слышим, что с принятием поправок в Конституцию начнется самая настоящая охота на тех, кто так или иначе попадет под поле зрение инакомыслящих. Одумайтесь! Если хотите доказать обратное, обеспечьте открытые судебные заседания по делам наших родственников», – отметила женщина.
«Нами движет не корпоративная солидарность или какие-либо личностные цели, а понимание того факта, что именно свобода слова является залогом защиты гражданских прав и сохранения намеченного пути по построению правового государства», – обратилась к участникам форума Замира Сыдыкова.

По ее словам, истинность ее слов подтверждает тот факт, что сегодня вместе с членами Комитета защиты политических заключенных Кыргызстана она борется за права Дастана Сарыгулова – бывшего чиновника, на основе иска которого ей самой, в начале девяностых, выносили решение о тюремном заключении. «По иронии судьбы, сегодня этот аксакал сам пребывает в роли политической жертвы. Уверена, что мы должны абстрагироваться от личностного мышления, былых обид и вместе, сообща идти к поставленной цели – защите прав и интересов человека, гражданина против произвола властей», – резюмировала Сыдыкова, напомнив собравшимся, что «работы в этом направлении предстоит много», учитывая тот факт, что те, кто прислуживал прежним свергнутым режимам и ныне успешно продолжают заниматься этим, угождая уже своим нынешним боссам.

«Взять хотя бы бывшего судью Первомайского суда Киргизбаева, того самого который вынес мне тюремный приговор. А сегодня никто иной, а именно он является заместителем председателя Конституционной палаты, и вновь по случайной иронии судьбы», – добавила Замира Сыдыкова. (Киргизбаев Куанбек Манаевич — заместитель Председателя Конституционной палаты КР, прим. ред).

По итогам выступлений участников Форума «Право на защиту – открытый суд» была принята одноименная Резолюция. В ней говорится:

«В стране, которая считается демократической, сегодня за решеткой сидят политические заключенные. Их необоснованно обвиняют в насильственной смене власти, покушении на власть. Это все лидеры оппозиции, журналисты, правозащитники, гражданские активисты и просто люди, имеющие критический взгляд на происходящие в стране процессы. Другие вынуждены были выехать за пределы страны из-за угрозы арестов и прессинга со стороны власти.

Мы подчеркиваем, что все эти, так называемые судебные процессы, а точнее расправа над ними носят политически мотивированный характер.

Все это следствие планомерных действий властей по зачистке политического поля страны, и предупреждение в отношении других лиц, имеющих независимую точку зрения. Но самое вопиющее то, что суды над ними проходят в закрытом режиме. На них не допускаются даже журналисты.

Еще одной из причин удержания лидеров оппозиции за решеткой может являться беспрепятственное и скоропалительное протаскивание нового варианта Конституции для сохранения власти нынешним режимом и уход от ответственности. Нынешняя власть не случайно меняет Конституцию, они хотят лишить нас права обращаться в международные организации по защите наших политических прав. Если мы будем и дальше закрывать глаза на этот произвол и ущемление элементарных прав наших граждан, прописанных в действующей Конституции, а также всех международных конвенций по правам человека, то следующим политическим заключенным может стать любой из нас. Таким образом, мы заявляем, что Комитет защиты политических заключенных, Комитет защиты свободы слова и газета «Республика» будут всеми доступными и законными средствами, в том числе и с помощью соответствующих международных норм, отстаивать права политических заключенных Кыргызстана. А также отстаивать действующую Конституцию и выступать против референдума по изменению Конституция, которая нацелена на ущемление наших прав».

Отметим, что организаторами встречи выступили: Газета Res Publica, Комитет защиты политических заключенных Кыргызстана, Комитет защиты свободы слова.

Гульмира Тыналиева.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.