Что же нам сварили в «Белом доме» два политических повара — глава администрации президента Фарид Ниязов и экс-водитель главы государства, за могучий интеллект повышенный в должности до его советника Икрамжан Илмиянов? Депутат О.Текебаев и другие осведомленные люди именно их называют авторами поправок в Конституцию Кыргызской Республики. Вот, значит, оно кипит и булькает. В котле — поправки в Основной закон. Ингредиенты такие: полномочия премьера и парламента, права граждан, новые нормы о судах, Генпрокуратуре, спикере, и прочая петрушка. Называется блюдо сборная солянка для неразборчивого электората. Авось, схавает.
Депутат от фракции «Бир Бол» Чолпон Джакупова 22 сентября выступила на заседании комитета против одобрения законопроекта. Объяснила для тех коллег по корпусу, кто еще не сообразил, почему нельзя.
— Законопроект о внесении поправок в Конституцию необходимо было направить в Конституционную палату Верховного суда для заключения… В случае вынесения Конституционной палатой Верховного суда отрицательного заключения, проект закона о внесении изменений в Конституцию рассмотрению не подлежит.
Она долго стучала в запертую дверь, упорно объясняла этот момент везде и всюду, и наконец была услышана. Действительно, постфактум отдали в Конституционную палату законопроекта там лидер СДПК Иса Омуркулов ненавязчиво, но вполне убедительно попросил судей дать положительное заключение. Палата, выслушав такого уважаемого человека, наверное, от радости слаба глазами стала. Не увидела в тексте поправок ничего антиконституционного и послушно проголосовала «за». Лишь у одного судьи — Эмиля Осконбаева зрение не подкачало, он выразил особое мнение. Что приятно удивило: не все до обморока боятся президентскую партию.
— Согласно закону о нормативно-правовых актах, законопроекты должны подлежать обязательной правовой, правозащитной, гендерной, экологической, антикоррупционной и иным видам экспертиз.
Ой, ни к чему эти нежности при нашей бедности. Еще чего — подвергать сомнению труд таких величайших умов современности, как авторы поправок! Сержант сказал люминь, значит люминь.
— Нельзя рассматривать законопроект по поправкам в Конституцию, так как закон «О референдуме», который прописывает процедуру проведения всенародного голосования, еще не принят. Сейчас в этот закон вносятся изменения, так как действующая редакция не соответствует Конституции и за основу она браться не может.
Чолпон Джакупова: «Наше предложение было отложить вопрос до тех пор, пока не будут восполнены все пробелы, пока не будет принят закон “О референдуме”, пока не будет заключения Конституционной палаты и пока не будут проведены все виды экспертиз. Это было проигнорировано».
На 17 октября закон «О референдуме КР» принят только в первом чтении. Следовательно проводить это всенародное мероприятие за большие народные деньги Н-И-З-З-Я!!!
«За снятие проекта проголосовали всего четыре человека — Шыкмаматов, Джакупова, Масалиев и Торобаев. Они честно проголосовали и подняли руки. Остальные рук не поднимали, то есть не голосовали… Следовательно, решения комитета не было, мы не можем рассматривать вопрос», — сказала Чолпон Идиновна. Ее поддержала депутат Аида Салянова. Голоса вопиющих в пустыне…
Таким образом, законодатели большинством голосов поставили телегу впереди лошади, бодро поскакали по кочкам и попятились раком по буеракам — лишь бы угодить президенту Атамбаеву и парочке, мешающей в котле адское варево.
Поправки-удавки
Теперь о собственно поправках. Что в них такого страшного, почему их нельзя вносить в Конституцию КР?
Аналитик Шерадил Бактыгулов полагает, что предлагаемые изменения в Конституцию КР фактически будет способствовать расцвету плутократии. (Плутократия, попросту говоря, власть богатых.) «Все бы ничего, если бы «толстые мешки» Кыргызстана были государственниками и радели за страну и ее жителей», — считает политолог, и с ним нельзя не согласиться. Однако «толстые мешки ни за что не согласятся. Не затем лезли в в Жогорку Кенеш, аж пищали, чтобы за кого-то радеть, кроме обожаемых себя.
«Умышленно или нет, но предлагаемые изменения в Конституцию завершат формирование в стране плутократии. Начало было положено новым избирательным законодательством. Так, введение партийных списков отобрало у избирателей право выдвигать кандидатов в депутаты, право самовыдвижения и право выбора оптимального кандидата. …Партийные вожди определяют, кто станет депутатом. Подконтрольные им депутаты решают кто станет членом правительства, возглавит тот или иной район, область, министерство, ведомство или организацию. Таким образом, на смену авторитарному правлению одного человека идет коллективный авторитаризм партийных бонз и «толстосумов» без деления на законодательную или исполнительную ветви власти.»
Это да, у нас уж не первый год большинство мест в ЖК занимают «кошельки», которым надо отбить затраченное. Но с принятием придуманных поправок этот порядок станет единственно возможным.
Права и свободы — в урну
Вот некоторые соображения по нормам Конституции КР, предлагаемые поправки к которым либо существенно урежут наши с вами гражданские права и свободы, либо фактически их ликвидируют.
В статье первой авторы поначалу много чего понаписали, перечислили с бору по сосне 30 высших ценностей государства. На глазок сыпанули в котел, смешав понятия и приоритеты: права человека, образование, независимость, национальные интересы Кыргызской Республики, и т.д., в общем, все, что в тот момент под руку попало.
В этих пунктах перечислены ценности, которые не станет оспаривать ни один здравомыслящий человек. Но! Задекларированные в Основном законе страны, они получили бы соответствующий статус конституционных требований, которым следует неукоснительно подчиняться. Это значит, что любое критическое замечание любого гражданина страны по поводу нарушений его прав или злоупотреблений со стороны чиновников стало бы рассматриваться соответствующими структурами (милиция, суды, прокуратура) как попытка нанести ущерб национальным интересам КР, единству народа КР, мира и согласия в стране, а также чьей-то чести и достоинству. Даже если у граждан и мысли не было нанести ущерб, а двигало ими лишь стремление к справедливости.
Спасибо Венецианской комиссии, которая проштудировала текст, пришла к выводу о его нецелесообразности и посоветовала исключить первую статью из текста поправок. Уже хорошо, но вместе с водой выплеснули и ребенка. Как отмечает Правовая клиника «Адилет» в своем анализе поправок, одновременно с этим набором удалилась норма: «Права и свободы человека являются высшей ценностью», изначально перенесенная авторами поправок в первую статью из ч.1 ст.16 действующей конституции. Нет статьи — нет нормы. Это мы тогда поймем, когда на своей шкуре почувствуем, чего лишились.
Строки статьи 6 ч.3 «Нормы международных договоров по правам человека имеют прямое действие и приоритет над нормами других международных договоров» заменены на «Порядок и условия применения международных договоров и общепризнанных принципов и норм международного права определяются законом».
То есть обязательный приоритет подписанных Кыргызстаном международных договоров, касающихся прав человека, отменяется, и наши умники придумают закон, разрешающий не соблюдать права человека. Во всех нормальных государствах власти признают, что общечеловеческие законы должны стоять на первом месте, а наши сами себе режиссеры — специально отменяют эту норму, чтобы нам некуда было идти и жаловаться на притеснения.
После этого совершенно иезуитскими выглядят следующие поправки:
Статья 41, ч.2 « Каждый имеет право в соответствии с международными договорами обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод.»
То есть, фактически лишив граждан возможности обращаться за международной поддержкой своих прав и свобод, на бумаге позволяют жаловаться на их ущемление. Прежде КР обязывалась компенсировать вред, нанесенный ущемлением прав человека, теперь подобное благородство со стороны государства исключается.
Статья 20 ч.2 дополнена: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Конституцией и законами в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц. Такие ограничения могут быть введены также с учетом особенностей военной или иной государственной службы. Вводимые ограничения должны быть соразмерными указанным целям».
Стало быть, если власти сочтут, что наши права и свободы следует ограничить (а они обязательно сочтут, к бабке не ходи!), то легко придумают для этого основание.
Статья 50, ч.2 Было: «Ни один гражданин не может быть лишен своего гражданства и права изменить свое гражданство». Стало: «Ни один гражданин не может быть лишен своего гражданства и права изменить свое гражданство иначе, как в случаях и порядке, установленных конституционным законом». Это значит, что придумают закон, который позволит лишать любого неугодного человека гражданства, но никому не разрешит менять гражданство. Захотят — выгонят из страны, захотят — на цепь посадят.
Всеобщая декларация прав человека 1948 г. В ст.16 утверждает, что каждый человек имеет право на гражданство, «Никто не может быть произвольно лишен гражданства или права изменить свое гражданство». Ну а нашим доморощенным рабовладельцам этот декларация не указ, они сами с усами.
Если на референдуме эти поправки в Конституцию КР будут приняты, можно будет забыть о правах человека и гражданина в КР, о свободе слова и СМИ. Формально их как бы не совсем ликвидируют, но в реальности что с возу упало, то пропало.
Перекошенный баланс
Далее речь идет о полномочиях премьер-министра и парламента Кыргызской Республики. Несмотря на громкие заявления о том, что поправки создадут условия для укрепления парламентаризма, совершенно очевидно, что Жогорку Кенеш слабеет в коленках и становится зависимым от настроения главы кабмина. Ч.2 ст.81 недвусмысленно ставит премьера выше парламента, позволяя ему обращаться к президенту с просьбой отозвать уже подписанный депутатами законопроект. Значит, лепутаты напрягали головной мозг, обсуждали, ругались, искали консенсус, нашли, подписали и передали президенту. А премьер-министру в этот день депутаты совсем не нравятся, еще икота замучила. Вот он и говорит главе государства: «Да ну их на фиг, не подписывай. Лучше минералки мне налей». Значит, оплаченные государством (то есть налогоплательщиками) рабочие человеко-часы псу под хвост. Лыко-мочало, начинай сначала.
Но есть и косточка с мясом для парламентариев в ч.3 ст.72. «Депутат Жогорку Кенеша может быть назначен на должность Премьер-министра или вице-премьер-министра с сохранением депутатского мандата и права голосования на пленарных заседаниях Жогорку Кенеша. Порядок и условия реализации и ограничений других полномочий депутата, назначенного на должность Премьер-министра или вице-премьер-министра определяется законодательством. Отставка, освобождение от должности и прекращение исполнения обязанностей Премьер-министра или вице-премьер-министра депутатом Жогорку Кенеша влечет восстановление его депутатских полномочий в полном объеме.»
По действующей сейчас Конституции КР депутат ЖК не может совмещать депутатскую деятельность с иной государственной или муниципальной службой, не имеет права осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. А после референдума — пожалуйста, совмещай на здоровье!
Ну и что — будут нынешние депутаты делать себе харакири, голосовать против такой вкусной поправки? Они же не самураи, честное слово. Не каждый парламентарий может стать премьер-министром или вице-премьером, но почему бы не помечтать? Тем более, что сбывшаяся для кого-то мечта не лишает счастливца возможности заседать в ЖК с правом голоса. О, какие перспективы просматриваются! Сидит такой премьер-депутат и своим большим весом влияет на голосование по тому или иному законопроекту. Захочет — проголосует «за» и деньги найдет на реализацию. Не захочет — гуляйте, ребята, босиком, нету у меня желания вас поддерживать. И денег не дам. Впрочем, можем в порядке бартера: вы мне — я вам. Чем больше мне, тем лучше вам. Это ж не калитка для коррупции открывается, а прямо все антикоррупционное заграждение сносится.
А вот тоже интересно. Жогорку Кенеш может назначить Генерального прокурора, привлечь его к уголовной ответственности и освободить от должности. Трепещи, будущий Генпрокурор! Но не очень сильно. Потому что сейчас выгнать тебя с работы может одна треть депутатов. А потом — только если больше половины корпуса решит, что ты недостоин такой высокой должности. Так что сидеть в кресле можешь спокойно. Треть еще может набраться мужества и дать тебе пинка под зад за нарушения. А 50 процентов — цифра фантастическая, столько смельчаков не бывает.
Та же самая картина маслом, как сказал бы Давид Гоцман из «Ликвидации», с выражением недоверия Правительству — оно принимается не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша. А пока еще 51 процента достаточно.
Далее — ч.1 ст.86: «Премьер-министр может поставить перед Жогорку Кенешем вопрос о доверии Правительству. В случае отказа Жогорку Кенешем в доверии Правительству Президент в течение 5 рабочих дней принимает решение об отставке Правительства либо назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш.»
Понимать это надо так. Допустим, поставил премьер вопрос о доверии правительству, а ЖК возьми да и откажи. Тогда президент либо правительство в шею, либо распускает парламент и назначает досрочные выборы. Стало быть, Жогорку Кенеш должен держать нос строго по ветру и точно знать — доверять далее кабинету министров или не доверять, чуять одним местом, чего от него глава государства ждет, а на что может обидеться.
Вот тебе, бабушка, и независимая законодательная ветвь власти в условиях якобы усиления роли парламента. Причем в предельно жестких рамках, поскольку такие веселые игры премьер сможет затевать уже два раза в год, вместо одного. Если кто не понял, сограждане, позже поймете, когда дважды в год будут практиковаться выборы в Жогорку Кенеш. Этот фокус называется ловля покемонов в горах Тянь-Шаня за наши кровные денежки.
Или, допустим, коалиция депутатских фракций разругалась внутри себя вплоть до рукоприкладства (или без), распалась на составляющие и утратила статус парламентского большинства. А в пылу дебатов не заметила, как смела с кресла торага. Был председатель парламента — и нету. Это чтобы не дергались и слушались старших, такая вот поправка. Тот же самый компот, когда при утрате коалицией статуса парламентского большинства правительство уходит в отставку. Оно вообще часто будет подавать в отставку — к примеру, со дня первого заседания Жогорку Кенеша нового созыва. Сказка про беп-белого бычка. Всех меняют на всех. Или на одного премьера.
Это ж какой склонностью к дворцовым интригам надо обладать, чтобы такой провокационный перформанс залудить. Сидят, небось, авторы поправок хихикают: во какое славное поле деятельности для себя сочинили! Протащат поправки, потом можно семечки щелкать да за нитки дергать.
Но, конечно, и премьеру на десерт оставят приятную функцию: назначать и освобождать глав местных государственных администраций. Во где они все у него будут — в крепком кулаке! Не то, что раньше, когда премьер и назначал, и освобождал этих глав только по предложению местных кенешей да еще и в соответствии с законом. А дальше будет гора — закон, ирбис хозяин! Отчего это премьеру отламывается такой здоровый кусище полномочий? Угадайте с трех раз, а кто не спрятался, я не виноват.
Потому что кто у нас будет сидеть на табуретке премьера? Может, Сам, а, может, и некто в сером. Игрушечный такой кардинал, главное, не забывать ему программу в башку закладывать, а то напутает, дебил же!
Так что не глядите на якобы урезанные полномочия главы государства в пользу премьер-министра и парламента. Все делается для того, чтобы рояль за свежевыкрашенной арчой автоматически исполнял: «Боже, царя храни — судьбе назло!».
Судебная система тоже подверглась пертурбациям. Если изменения не уберут согласно редакциям Венецианской комиссии, то рулить будет Верховный суд — издавать для судей всех уровней обязательные к исполнению рекомендации, что сводит к нулю институт независимости судей всех прочих инстанций. Верховный зычным голосом гаркнул, нижестоящие вытянулись в нитку и руку к пустой голове прикладывают, готовые исполнять. Ежели кто не готов и помнит еще, что он по природе своей должен быть независим от всех, кроме закона, ему в ухо: пшел вон, дурак!
К тому же зачем-то президент будет по рекомендации Совета судей менять местами судей. А затем, что ротация есть удобный инструмент содержания сильно самостоятельных в ежовых рукавицах.
Генпрокуратуру лишат права уголовного преследования должностных лиц из госорганов. То есть предусматривается создание тепличных условий для пышного цветения коррупции среди чиновничества, особенно близкого к госкормушке. Заниматься этим сословием будут правительственные структуры — ГКНБ и Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями. Страшно представить, какие будут скандалы и разборки на унавоженной почве внутри правительства, когда свой своему не брат и не сват. Или наоборот — любимый родственник.
Не претендуя на полноту анализа, остановилась лишь на некоторых весьма серьезных последствиях предлагаемых поправок. Прошу сограждан не ловить на слух ложь, льющуюся с экранов всех наших телеканалов о том, какая счастливая у нас наступит жизнь, если мы своими руками затянем эту петлю на шее. Ведь нас не по пунктам приглашают голосовать, а целиком за всю эту сборную солянку.
Оставшиеся три недели нас будут умолять пойти на участки и проголосовать за поправки. Идти нужно, это правда, иначе за нас нарисуют любой угодный верхам результат. А вот что вычеркнуть — зависит от каждого из нас персонально. Нравится быть бедными и бесправными — оставляйте в бюллетене слово «да». Но сначала подумайте — оно вам надо?
Рина ПРИЖИВОЙТ.