А Конституция-то не настоящая!

0
7720

В Кыргызстане не могут найти подлинник Конституции. В аппарате президента предложили считать таковым текст, опубликованный в правительственной газете «Эркин-Тоо». И признались, что нет единого, официально сведенного текста.

Ищут пожарные, ищет милиция…

Тревогу о пропаже подняли депутаты фракции «Ата Мекен» после того, как на заседании парламента, где во втором чтении рассматривался законопроект о референдуме, выяснилось, что никто не знает, где подлинник Основного закона. Министр юстиции Жылдыз Мамбеталиева перевела стрелки на аппарат президента, дескать, у них находится «настоящая» Конституция. Там, однако, тоже сделали круглые глаза: в каком аппарате, у какого чиновника?! «Канцелярия главы государства искала, но не нашла этот документ. Когда подняли этот вопрос, мы проверили, подлинника там не оказалось. Я не могу сказать, где сейчас документ, я тогда не работал. Думаю, что этот вопрос надо переадресовать Текебаеву и членам конституционного совещания», – заявил полномочный представитель президента в ЖК Молдакун Абдылдаев.

Две представительницы «Ата Мекена» Наталья Никитенко и Аида Салянова возмутились и предложили отложить обсуждение до тех пор, пока не найдется оригинал. «Вы говорите, подлинника нет ни в аппарате президента, ни в Минюсте. Но он должен быть в администрации главы государства. Если его нет нигде, каким образом мы вносим поправки?» – задалась вопросом Никитенко и предложила создать комиссию и разобраться в ситуации.

Салянова поддержала коллегу, заявив, что «подлинник нужно найти». «Иначе непонятно, куда мы вносим поправки», – отметила экс-генпрокурор. За что получила упрек, от председателя парламентского комитета по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту ЖК Асель Кодурановой, которая обвинила Аиду Салянову, дескать, именно она в 2010 году должна была задаться вопросом: почему Минюст принимает копию, а не подлинник.

В нашей столице ищут давно

«Отец» Конституции КР Омурбек Текебаев тоже отмалчиваться не стал. По его словам, по процедуре, сразу после оглашения итогов референдума в июне 2010 года оригинал документа должен был утвердить ЦИК и передать его на подпись президенту. Тогда главой государства была Роза Отунбаева, а председателем ЦИК – Акылбек Сариев. «Я не знаю, где может быть подлинник Конституции. Я не могу этого знать. Этот вопрос следует задать президентскому аппарату. Как такое может быть, что самый главный документ страны потерян? Пусть спрашивает и Генеральная прокуратура», – сказал ИА «24.kg» лидер «Ата Мекена».

Не поступал оригинал Конституции, как выяснилось, и в ЦИК. Как заявил журналистам тогдашний председатель Центризбиркома Акылбек Сариев, после принятия в 2010 году новую редакцию Основного закона на утверждение ему не приносили. «ЦИК никогда не вмешивался в законодательные акты, и отвечал только за проведение референдума. По закону временное правительство должно было передать все документы новоизбранному главе государства. Вся ответственность за визирование, утверждение, распространение и публикацию новой Конституции лежит полностью на временном правительстве», – сказал КирТАГу Акылбек Сариев.

Но не могут найти

Поиском «настоящей» Конституции уже несколько лет занимается правозащитник Токтайым Уметалиева. Представительница НПО даже судилась по этому поводу. По ее словам, текст Основного закона подменили давно. Но признали это только сегодня.

«Игры вокруг Конституции начинаются, когда пытаются делать дела с государственными активами и недрами. Судебные иски против Максима Бакиева, подмена текстов Конституции и дело в отношении отеля «Ак-Кеме» – это звенья одного крупного преступления, направленного на потерю суверенности и международного иммунитета Кыргызстана, чтобы «конкистадоры» могли отыграться и стать правопреемниками наших недр. Подмена текста Конституции заключалась не только в захвате власти. Исчезновение права народа Кыргызстана «на природный и растительный мир» — потеря этого текста приводит к тому, что мы теряем международный иммунитет, что равносильно потере суверенитета. В 2013 году эти слова появляются, а нам говорят, что оригиналом надо считать текст на русском языке», – сказала Уметалиева.

«Раз сегодня поднят вопрос поисков подлинника Конституции, а они есть, они припрятаны в Минюсте, это известно и Шыкмаматову, и действующему министру Жылдыз Мамбеталиевой, есть подлинники «Эркин-Тоо», есть различные показания Азаковой (представитель Реестродержателя), которая приходила на процесс. Когда документы принесла в суд Азакова, Шыкмаматов узнал об этом, запретил выдавать копию документов мне, и якобы не согласный с Нарымбаевым ушел в отставку, а потом в десятке «Ата Мекена» приходит в парламент, чтобы защитить себя мандатом депутата Жогоку Кенеша. Это шыкмаматовская команда. Я предупреждала и Мамбеталиеву, чтобы она начала расследование», – рассказала правозащитник.

Конституцию лет шести

Руководитель аппарата президента Фарид Ниязов заявил, что существует два проекта Основного закона: один – одобренный Временным правительством 19 мая 2010 года, второй – проект поправок, опубликованный в газете «Эркин-Тоо» 26 мая того же года. «Эти документы подшиты, заархивированы, и они есть. Но единого текста, сведенного и подписанного президентом нет», – уточнил рукаппа.

Он пояснил, что страницы Конституции не были никем завизированы, поэтому были сомнения и слова о подмене. «Вернее принятый текст Конституции никем не подписан – ни разработчиками, ни представителями секретариата Временного правительства, главой аппарата временного правительства», – добавил Ниязов.

Стоит отметить, что среди разработчиков ныне действующей редакции Основного закона был Омурбек Текебаев, главой секретариата ВП – Данияр Нарымбаев, главой аппарата ВП – Эмильбек Каптагаев, а президентом переходного периода – Роза Отунбаева.

Фарид Ниязов указал, что в газете «Эркин Тоо» опубликован текст подлинника Конституции, так как публикация была сделана после референдума. Как известно, закон вступает в силу после официальной публикации. «Поэтому подлинник есть, но в виде газеты, по нему страна живет все эти шесть лет. В любой другой стране, конечно, после оглашения итогов всенародного голосования глава государства должен завизировать утвержденный текст», – признался Ниязов.

По его мнению такая путаница с оригиналом и копиями Основного закона никак не помешает внесению изменений и проведению референдума.

Стоит ли удивляться бардаку в стране, если даже с главным документом – Конституцией Кыргызстана случился такой казус?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.