И процедура, и содержание предлагаемых изменений в Конституцию подтверждают не только игнорирование интересов и нужд народа, но и демонстрируют полное к нему неуважение
I.
Время и жизнь показали и даже сами авторы Конституции 2010 г. признали, что она нуждается в изменениях. И сегодня всё больше людей приходит к такому мнению…
Но все споры в другом: какие изменения нужны и каким путем (процедурой), а также кем и как они должны вноситься в Конституцию?!
Инициаторы предлагаемых изменений считают себя умнее народа и крепко уверены, что народ поверит тому, что после внесения в Конституцию их поправок, и народ, и страна начнут процветать и наступит всеобщее благоденствие.
Но народ мудрый и хорошо помнит, что за все 25 лет постсоветского периода все изменения в Конституцию вносились только в интересах власти, а не народа! И даже Конституция 2010 г. преследовала цель установить в стране монопольную власть двух-трех партий и их лидеров, отстранив от управления государством 95% народа, не пожелавшего вступать в ряды политических партий, оставаясь беспартийными!!!
Эта Конституция, как официально заявил «её отец» Текебаев, вот уже два года как привела к узурпации всей власти одной партией (и президент и премьер-министр, и Торага Жогорку Кенеша являются однопартийцами), установив на самом деле (цитата Текебаева) «неконституционные формы управления государством!!!
По содержания и сути предлагаемые изменения в Конституцию не улучшают жизнь народа, не устанавливают ответственность власти (партий, депутатов, министров и т.п.) перед народом, не вовлекают народ в управление страной, а вносят нужные и необходимые с 2017 года (после окончания срока полномочий президента) поправки в структуру и механизм функционирования высших органов власти (правительства, Генпрокурора, Конституционной Палаты и т.д.).
Предлагаемые поправки не отражают исторический опыт государственного устройства и самоуправления кыргызского народа, его обычаи, традиции и менталитет, вот уже 25 лет по-прежнему силой загоняя кыргызское общество в рамки и формы либеральных ценностей и демократии её западного образца, к чему пришли народы Европы после тысячелетий рабовладельческого, феодального и капиталистического общественно-политического и социального устройства, которых кыргызы никогда не видели и не знали!!!
И слава богу, что кыргызы избежали рабовладельческого строя, колониального гнета и крепостного права, когда крестьян дворяне меняли на породистых борзых и лошадей!!!
Что касается процедуры, т.е. механизма внесения изменений в Конституцию, то она принята народом в ходе референдума 27 июня 2010 г. и содержится в ст.114 Конституции, п.3, который гласит: «Закон о внесении изменений в настоящую Конституцию принимается Жогорку Кенешем … после проведения не менее трех чтений с перерывом между чтениями в 2 месяца».
Таким образом, опубликованный в августе т.г. проект изменений должен пройти в Жогорку Кенеше три чтения с перерывами между ними в 2 месяца, т.е. обсуждаться в течение 6 месяцев, как минимум до февраля 2017 г.
Общество законно и справедливо возражает против внесения изменений в Конституцию как по содержанию, так и из-за несоблюдения процедуры, предусмотренной ст.114 п.3 Конституции Кыргызской Республики.
II.
Признание необходимости внесения изменений в Конституцию одновременно ставит и другой вопрос: «А соблюдается ли Конституция 2010 года???». К большому сожалению, действующая Конституция грубо нарушается самими же партиями, и их лидерами.
Так, статья 2 и 4 Конституции гласит: «Выборы депутатов Жогорку Кенеша … проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».
Фактически депутаты не выбираются прямым голосованием. Избиратели голосуют за политические партии, а лидеры партий уже сами определяют кому быть депутатом. Это уже, по сути, является косвенными выборами, а не прямыми.
Ст.70 п.2 Конституции предусматривает выборы депутатов Жогорку Кенеша по пропорциональной системе.
Во всем мире это означает, что избиратели голосуют за конкретного кандидата от той или иной партии, т.е. за физическое лицо! В России 18 сентября народ видел в бюллетенях конкретных кандидатов, и даже от партий выдвигались беспартийные люди!!!
И только в Кыргызстане в бюллетенях избиратель получает только названия партий, а списки кандидатов от партий висят на стенах избирательного участка.
Но нормы международного избирательного права запрещают голосование за списки кандидатов! В жизни не бывает, чтобы весь список был одобрен избирателем!!!
Статья 4 п.4 Конституции КР запрещает слияние государственных и партийных институтов во избежание коррупции.
Но из-за антиконституционного распределения должностей между партийными фракциями по квотам, только члены партий могут быть назначены министрами и председателями комитетов!!! Налицо грубейшее нарушение ст.4 п.4 Конституции!!!
Статья 84 п.1 гласит: «Кандидат на должность Премьер-министра вносит в Жогорку Кенеш программу, структуру и состав Правительства».
На самом деле, состав Правительства распределен по квотам между партийными фракциями. Став министром от той или иной партии, человек больше выполняет поручение лидера партии и менее считается с Премьер-министром.
Поэтому в Кыргызстане каждый год меняется правительство!!!
Но сможет ли развиваться экономика республики, если правительство ежегодно меняется!!!
Поэтому прежде чем выражать недовольство действующей Конституцией и предлагать в неё изменения, может стоить уважать её и неукоснительно соблюдать её важнейшие статьи: 2,3,4,5,7, 70,84 и другие???
Из зала суда Первомайского района
К.Кадыров
Б.Асанов
Д. Сарыгулов
Э.Карыбеков
15 сентября 2016 г.