Выпуск 10. Как сохранить память

0
10014

Сегодня в Бишкеке прошла презентация книги Эдварда Сокола «Восстание 1916 года в Русской Центральной Азии», изданная в 1954 году университетом Джона Хопкинса (США). Это уникальное издание никогда не видело свет на русском языке и стало доступным благодаря газете Res Publica. Почти полгода редакция публиковала книгу из номера в номер.

Главы всестороннего исследования освещают экономические интересы России в Центральной Азии перед завоеванием ее территорий, политические разногласия между родами и племенами народов, заселявших этот регион, геополитические и религиозные поползновения различного рода эмиссаров из ближнего и дальнего зарубежья.

Особый интерес к событиям 1916 года был приурочен к 100-летию трагических событий в судьбе и истории народов Центральной Азии. Выступившие на форуме ученые, историки, общественные деятели анализировали все аспекты событий 1916 года.

В начале 90-х годов, после распада Советского Союза и обретения независимости национальных республик, тема 1916 года приобрела особую актуальность для историографии Центральной Азии. Многие ученые историки, на основе национально-освободительного, антиколониального характера восстания, стали говорить об антирусском и общенародном движении. С оговоркой, что острота движения была направлена не против России в целом, а против российских крестьян-переселенцев и царской администрации.

Однако на определенное время пар выпущенный историками несколько угас, в связи с неизбежной зависимостью новых суверенных государств Центральной Азии от России в вопросах передела советской собственности, определения границ и межэтнических отношений. Процент проживающего в республиках русского населения был очень высок.

Хотелось бы напомнить, что в 2005 году в Кыргызстане на волне националистических настроений эта тема вспыхнула вновь. Инициативная группа партии «Асаба» совместно с общественными деятелями организовала экспедиции по следам бежавших в Китай кыргызов. Были собраны останки предков и преданы земле. В Кемине, откуда шел исход, был установлен в 2006 году памятник «Уркун Ордо» – мемориал памяти жертв 1916 года (скульптор Садырбек Макеев).

8 апреля 2008 года Кыргызское правительство на основании постановления № 340-4 приняло решение в каждую первую пятницу августа ежегодно проводить «День памяти жертв великого национального восстания кыргызского народа 1916 года».

Не менее неожиданным стал Указ президента Кыргызстана Атамбаева «О 100-летии восстания 1916 года», изданный 27 мая 2015 года. В нем указывалась необходимость объективной оценки причин и последствий, но с оговоркой о роли и значении прогрессивных сил России, февральской и октябрьской революций 1917 года в изменении жизни кыргызов в последующем. «Вступление Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз является свидетельством успешного продвижения региональных интеграционных процессов», — говорится в Указе. То есть, как бы делалась установка на то, чтобы эти события рассматривались с благодарностью в адрес России, без которой исконные народы, населявшие ЦА не смогли бы вернуться на свою землю и создать свои государства.

Но сегодня на форуме прозвучала мысль, что игры с историей неуместны. Публицист, дипломат Кубан Мамбеталиев говорил о том, что изучать события надо с позиций объективной истории двух народов – кыргызского и русского. И никак нельзя обойти первопричину восстания 1916 года — царскую политику переселения русских в Центральную Азию, которая требовала отчуждать земли коренных жителей, а потом участвовать в карательных рейдах по «зачищению земель, где была пролита русская кровь».

Осмонакун Ибраимов рассказал о том, как эти трагические события отображались в кыргызской литературе. Самая большая заслуга по сохранению памяти о той трагедии принадлежит не историкам советского времени, а писателям, — сказал О.Ибраимов.

О сохранении памяти говорила эксперт Эльмира Ногойбаева. У нас нет собственной истории, нет ни стратегического, ни академического центра, где бы аккумулировались архивы по 1916 году. У нас нет концептуального государственного подхода, последовательной политики к событиям, которые наносили подобные национальные травмы. В основном, они отмечались на национальном уровне для внешнего потребителя, не граждан Кыргызстана. Как например, празднование 1000-летия Манаса, или Игры кочевников. Визуально это воплощалось в Манас айылы, который теперь мало кто посещает. А все потому, что политика памяти в стране носит оптовый характер. Как то, что Ата-Бейит, который изначально был местом захоронения репрессированных, потом стал местом погребения Чингиза Айтматова, еще позже героев 2010 года, а теперь еще и хотят там же разместить останки жертв 1916 года. Это разные исторические эпохи и разные причины трагических событий. И это очень плохо для формирования национальной идентичности, — говорила Э.Ногойбаева.

Назикбек Кыдырмышев, известный больше под псевдонимом Элери Бетикчи рассказал о том, как собирал архивные документы для своего сайта www.1916.kg. Участники форума выразили пожелание продолжить работу сайта, потому что события 1916 года для историков и простых граждан будут еще иметь большое значение. Поэтому архивные открытия, неопубликованные работы, а главное дискуссии ученых на региональных площадках, внесут неоценимый вклад в формирование национальной идентичности и кыргызской государственности.

Все желающие могут приобрести книгу в редакции Res Publica по адресу: бул. Эркиндик 41, кв.5 (пересекает ул. Киевская). Стоимость одной книги — 500 сомов. По всем вопросам обращаться по телефонам: 664984, 0770001413.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.