Сегодня [нам предстоит решить] пойдем ли мы по пути развития строго в рамках верховенства закона, на основе принципов демократии, продолжая цели борьбы против семейно-кланового, криминального, авторитарного управления страной 2005-2010 годов. Или по-прежнему будем наступать на одни и те же грабли, увиливая от четкого выполнения требований законов, и вместо того, чтобы продвигаться вперед, будем так и возвращаться на круги своя? Сейчас почему-то оказался момент, когда власть предержащие указывают нам свернуть с того вектора развития, который мы избрали общими усилиями ценой пролитой крови граждан 2010 года. И этот другой путь – законопроект о подготовке к референдуму относительно изменений в Конституцию, вынесенных на обсуждение общественности, инициированных депутатами по прямому указанию президента.
Разумеется, в самом факте того, что депутаты, исходя из своего опыта, уровня и политических воззрений, предприняли действия по внесению изменений в Конституцию, нет ничего плохого.
Не зря ведь говорят «в спорах рождается истина», но, вопреки всему, не говоря уже о политической и моральной стороне вопроса, в нынешней Конституции и некоторых законах есть правовые нормы, которые противоречат инициативам депутатов, не позволяют им писать подобные законы. И приведут к подрыву легитимности их действий.
В связи с тем, что мы уже много раз обжигались, горько разочаровывались в проведенных наспех референдумах, навязанных народу бывшими президентами и тому факту, что нынешние инициаторы-депутаты предпочли обойти правовые запреты и то, что в бюджете не предусмотрено средств для проведения референдума, становится яснее ясного, что тут что-то неладно и в чьих интересах действуют депутаты.
Как указывалось выше, согласно нынешней Конституции и требованиям норм отдельных законов, в данное время депутатам не представляется возможным написание подобного закона, а президент, прежде чем поддержать инициативу депутатов, тем более должен был действовать так, чтобы все было в рамках Конституции. И если Конституционная палата будет четко исполнять свои обязанности, несмотря на оказываемые на нее различные «давления», то она не признает этой инициативы депутатов.
Поскольку, все расписались под действующей, хоть и несовершенной Конституцией, поклялись народу, что будут четко выполнять ее требования, не нарушать законы и юридически подкрепили свою ответственность подписями в текстах клятвенных обещаний, то они обязаны этому следовать, не интерпретируя и не «ломая» ее.
Это не одно и тоже, что давать клятву сдать депутатский мандат, а после получения мандата сцепившись друг с другом, отречься от клятвенных обещаний. Есть разница.
Поэтому оставив свое мнение и предложения по поводу содержания законопроекта на следующий раз, остановлюсь лишь на вышеназванных правовых запретах – ограничениях.
Самое главное, что здесь следует отметить: Конституция – НАИГЛАВНЕЙШИЙ ЗАКОН, имеет ко всем нам прямое отношение, высшую юридическую силу, напрямую используется в стране. Потому процессы по внесению в нее изменений непросты. Мы, своим поверхностным отношением к Конституции, совершили уже две революции, потеряли столь много граждан, два президента, попиравших требования законов и часто менявшие Конституцию, до сих пор в бегах. Чтобы не повторилось подобное, нам необходимо проявлять активную гражданскую позицию по тому факту, к которому нас подталкивают власти, — внесению поправок в Конституцию через референдум.
Что касается нашего выбора пути развития, то мы должны это сделать без всякого навязывания. Наш героический народ достоин процветания и жизни в развитой стране, где верховенствует закон и стабильность.
Почему же в настоящее время невозможно внесение изменений в Конституцию по инициативе депутатов?
Потому что, права депутатов по внесению поправок в Конституцию, о которых говорится в СТАТЬЕ 114 Конституции, пункт 2, согласно СТАТЬИ 4 Декрета Временного правительства « О Президенте переходного периода» ( на нем расписался, как член временного правительства и президент А.Атамбаев), вступают в силу 1 СЕНТЯБРЯ 2020 года.
Эта норма была внесена в Конституцию 2010 года, утвержденную референдумом. Следовательно, депутаты не имеют права инициировать поправки в Конституцию, и путем проведения референдума вносить изменения.
Согласно требованиям нормы ст.5, п. 3 этой же Конституции: «Государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица не могут выходить за рамки полномочий, определенных настоящей Конституцией и законами», не говоря уже о Конституционной палате. Ни президент, ни депутаты не могут преступить эту норму и выйти за рамки своих полномочий.
Это не простой запрет. Это ограничение главного закона, позволяющее призвать к ответственности за нарушение.
На основании требования Статьи 8 закона «О регламенте Жогорку Кенеша КР» депутаты давали клятву: «Я…буду четко выполнять Конституцию и нормы законов…» А в Конституции права депутатов по внесению поправок вступают в силу только с 1 сентября 2020 года, как указывалось выше.
Согласно статьи 58 Конституционного закона «О выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша КР», президент давал клятву: «Я… перед Богом и своим народом…клянусь строго выполнять нормы КОНСТИТУЦИИ», на основе данной клятвы то, что президент Атамбаев открыто поддержал вносимые в данное время изменения Основного закона, противоречит правовым нормам.
Учитывая эти обстоятельства, то что, активная часть нашего народа с опасением восприняла инициативу депутатов, а некоторые открыто выступили против, имеют свои основания и правильны.
Если мы впредь не хотим допустить нарушений законов, мы все обязаны защитить Конституцию 2010 года, обретенную ценой крови, до указанного периода, плохая она или хорошая, но впервые в нашей истории есть стабильность вот уже 6 лет.
В том случае, если даже власть предержащие смогут провести референдум, не считаясь с мнением народа, нарушив свои клятвы, поддавшись влиянию неких сил и используя приемы беглых президентов, насильно, с использованием административных и финансовых средств, игнорируя нормы законов и Конституции, в скором времени снова назреет необходимость внесения поправок. Поскольку в предлагаемых сейчас изменениях нет ничего кардинального, не обеспечивается равновесие ветвей власти, а также много противоречий. Даже в случае проведения референдума, властям не просто будет набрать более половины голосов большинства. В таком случае есть только один способ – фальсификация. А раз так, то:
во-первых, недовольные нынешним правительством, пострадавшие от незаконных действий судов и других правоохранительных органов, в купе со сторонниками беглых президентов, одним фронтом могут выступить против власти, не исполняющей четко требования закона, что станет реальным фактором, способным нанести большой вред стабильности страны;
во-вторых, и без того дырявый бюджет с дефицитом в 22,5 млрд. сомов, еще более вырастет, усилит недовольство не только тех, кто выступает против правительства, но всего народа;
в- третьих, будут созданы благоприятные условия для нагнетения политической ситуации, внесения раздора между народом и властями, чем не преминут воспользоваться в своих целях внешние силы, вроде упомянутых министром иностранных дел Турции;
в-четвертых, появятся реальные основания для выставления претензий народа к президенту об узурпации власти и вынесения вопроса о роспуске Жогорку Кенеша, согласно ст.5, п. 2 Конституции;
в-пятых, вследствие отсутствия в стране верховенства закона, наш народ, в поисках справедливости, будет все больше склоняться к нормам шариата, религиозные организации будут проводить в обществе агитационную деятельность, манипулирование, к совершению экстремистских действий;
Так стоят ли все нынешние усилия по внесению поправок в Основной закон этого, когда до президентских выборов остался год? На мой взгляд, категорически, нет. Как сказал сам А.Атамбаев, и вправду, для того, чтобы следующий президент не превратился в дракона, он должен не менять Конституцию, и проявить политическую волю для того, чтобы привести законы в соответствие с нормами Конституции, и стать будущим президентам хорошим примером. Если он искренне намерен идти по этому пути, то до выборов он должен принять ряд важных мер. Например:
1. Остановить попытки внести изменения в Конституцию; принять закон о референдуме; и провести референдум по ряду важных вопросов, как то, нужна ли нам парламентская или президентская системы после 2020 года;
2. Отменить законы, позволяющие президенту осуществлять полномочия сверх установленных Конституцией, такие как закон, позволяющий определять внешнюю и внутреннюю политику и перевести государственную кадровую службу и государственную комиссию по делам религий в структуру правительства, а также приведение его других указов, в соответствие с действующим законодательством;
3. Сократить все отделы и подразделения аппарата президента, которые ведают вопросами не в рамках своих полномочий, а входят в функции правительства и сократить численность службы национальной безопасности;
4. Привлечь к ответственности всех государственных лиц, имевших прямое или косвенное отношение к побегу Батукаева;
5. Быть объективным во время президентских выборов, а также помочь провести чистые выборы.
* Если президент Атамбаев решит все упомянутые выше и другие важные вопросы до конца своего президентского срока, то:
– он остановит превращение потенциальных президентов в “драконов”, премьер-министр снова будет иметь возможность осуществлять некоторые из его законных полномочий, а это существенно снизит нагрузку на бюджет;
–он будет рассматриваться как глава государства, который смог привнести устойчивость и стабильность;
– его усилия в качестве президента, защитить Конституцию и верховенство закона, будут позитивно восприняты народом, его роль в политике усилится, и он сможет избавиться от некоторых окружающих его «жуликов»;
– в нем бы видели руководителя, который сдержал слово;
– впервые в истории Кыргызстана была бы возможность всенародно определить систему государственного управления и не спеша обсудить и представить проект Конституции, а также выработать основные направления программы развития страны;
– это укрепит фундамент для мирной и правовой смены руководителей государства, заложенной президентом переходного периода Р. Отунбаевой и членами временного правительства, тем самым повысив культуру смены власти на одну ступень выше.
Исмаил ИСАКОВ,
Генерал, член временного правительства КР.
22 августа 2016 года.