Круглый стол с таким названием сегодня прошел в пресс-центре ИА «24.kg». Цель мероприятия, как заявляли организаторы, выслушать мнения не только противников, но и тех, кто за внесение поправок в Основной закон.
Большинство участников согласны, что Конституция нуждается в «ремонте», но не с нарушением процедур и сроков.
Из представителей фракций, которые и инициировали законопроект о проведении референдума, пришел только член «Онугуу-Прогресс» Исхак Масалиев. Однако, по его словам, с предлагаемыми изменениями он не ознакомлен. «Моей подписи под законопроектом нет» – заявил он, но подчеркнул: это не значит, что он против референдума. «О том, что Конституцию надо поправлять, споров нет, другой вопрос: какими будут эти изменения? Данная инициатива одна из попыток привести действующий Основной закон в соответствие с реалиями», – добавил депутат.
Парламентарий подчеркнул, что сейчас вопрос только вынесен на общественные обсуждения, и преждевременно говорить об инициировании законопроекта.
Его поддержал и полпред президента КР в Конституционной палате КР Нурбек Касымбеков. «Необходимость изменения Основного закона давно назрела. Принятая на референдуме в 2010 году Конституция не была использована в жизни, а жизнь показала, что некоторые моменты надо улучшить», – сказал он.
Касымбеков напомнил, что в 2015 году лидеры трех фракций пятого созыва парламента – Омурбек Текебаев, Феликс Кулов и Чыныбай Турсунбеков – тоже инициировали поправки в Основной закон страны. «Но учитывая, что приближались парламентские выборы по просьбе президента инициатива была приостановлена. В этом году, пользуясь своими правами, лидеры фракций вновь инициировали внесение изменения в Конституцию. Некоторые недостатки нужно исправить. А недостатки есть. Об этом говорят многие. Конституция должна отвечать требованиям времени, противостоять современным угрозам. Мы видим, как распадаются некоторые государства. Учитывая эти моменты, мы должны обезопасить свою страну и сохранить свой суверенитет», – заключил Нурбек Касымбеков.
Согласен с тем, что «Конституция неидеальна» и политолог Тамерлан Ибраимов. «Ее надо изменить. Это, пожалуй, единственное, с чем я соглашусь. Но вызывают вопросы условия. У меня возникают сомнения, когда говорят, что народ требует внесения изменений. Почему некоторые парламентские партии решили, что именно сейчас надо проводить референдум? Проводилось ли какое-то исследование или опрос? Апеллирование, что это мнение народа, чревато: некоторые партии могут воспользоваться этим. И те процедуры, которые используются или наоборот не используются, закладывают почву для сомнений в легитимности принимаемых поправок», – заявил эксперт.
Он подчеркнул, что у «надо было спросить у народа, хочет ли он внесения изменений в Конституцию». «На практике, это инициатива только нескольких политических партий, даже в самом парламенте нет единства. Некоторые депутаты даже не в курсе вносимых изменений. В самом парламенте неоднозначное отношение к этой инициативе», – заметил Тамерлан Ибраимов.
Он отметил, что в КР «принято менять Конституцию в угоду власти». «Если и вносить изменения, то чтобы они были легитимными необходимо проводить не референдум, а всенародное общественное слушание. Тогда есть шанс, что Конституция будет принята в интересах большинства граждан нашей страны», – резюмировал политолог.
Экс-депутат Феликс Кулов сказал, что вариант, который лидеры фракций инициировали в 2015 году, и предлагаемый сейчас существенно разнятся. «Я инициировал другой вариант и предлагал перейти полностью на парламентскую форму правления, сократив полномочия президента», – отметил он.
Говоря о предлагаемых поправках, лидер «Ар-Намыса», отметил, что «некоторые из них его настораживают», в частности он коснулся нормы о «высших ценностях». «Права человека уходят на второй план. Неправильно говорить, что мы потеряем суверенитет из-за статьи 41. Даже если мы ее уберем, мы обязаны выполнять международные договоры, которые подписали. Можем написать, что мы полностью игнорируем международные соглашения, тогда их надо отменить, денонсировать. Принципиального значение не имеет, уберем мы 41-ю статью или нет», – добавил Феликс Кулов.
Он также отметил, что норма о лишение гражданства также не поддается логике.
О соблюдении правил при вынесении вопросов о референдуме напомнил и профессор политологии Зайнидин Курманов. «В Центрально-Азиатских странах существует практика, когда пытаются обойти Конституцию. От 41-й статьи мы все равно не уйдем. Абсолютного суверенитета нет нигде», – подчеркнул он.
Он согласился, что «надо действительно убрать мины, которые мешают нам развиваться». «Инициаторы говорят, что народ желает внести поправки. В Кыргызстане нет и никогда не было конституционного движения, а значит, этого хочет не народ, а политические силы», – заявил Курманов.
«Все реформы проводятся только властью. И как проводятся? Скоротечно, безальтернативно. Дают сверху указание и все», – также отметил профессор юриспруденции Бекбосун Борубашев.
По его словам, все поправки касались только формы правления. «В течение 25 лет остаются нерешенными самые важные вопросы – экономического, социального, духовного характера. Все 25 лет народ старается обуздать власть, поэтому создаются курултаи. Но у нас есть дежурные юристы, которые в течение 25 лет обслуживают власть: как им скажут, так они и напишут – сказал Борубашев.
«Реформа нам нужна. Мы в 2010 году предвидели и говорили, что с таким основным законом у нас развития не будет. Надо проводить конституционную реформу, но данный проект никуда не годится», – заключил он.
Завотделом правового обеспечения аппарата президента КР Анарбек Исмаилов пытался убедить собравшихся, что «изменение Конституции – естественный процесс». «Опыт последних шести лет показал, что установленная Конституцией организация государственной власти и управления оправдала себя… Но получилось так, что идея разделения властей была доведена до абсурда. Фракции парламента никак не ограничены в своих правах разрушения правящей коалиции, депутаты фракций вольны поступать как им заблагорассудится, правительство, созданное такими фракциями, вообще недееспособно – считает Исмаилов.
«Процедуры изменения установлены конституцией и принятыми на ее основе законами. Они позволяют проводить референдум и решать принять или не принимать поправки», – резюмировал он.
Соб. инф.