На прошлой неделе президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев подписал поправки в некоторые законы и кодексы. В числе прочих изменениями предусмотрены меры по лишению гражданства отдельных лиц. Этот закон 30 июня 2016 года принял Жогорку Кенеш.
В официальном сообщении пресс-службы главы государства говорится, что «целью закона является ужесточение ответственности за преступления в сфере международного терроризма и экстремизма». «Законом вносятся изменения в Кодекс КР об административной ответственности, Уголовный кодекс КР, Уголовно-исполнительный кодекс КР и в законы «О противодействии терроризму», «О противодействии экстремисткой деятельности», «О гражданстве Кыргызской Республики» и «О государственном пенсионном социальном страховании», направленные на ужесточение наказания и условий отбывания наказания в местах лишения свободы, а также предусмотрены меры по утрате гражданства в отношении лиц, осужденных за террористическую и экстремистскую деятельность», – отмечают в аппарате президента.
Новшества коснутся таких статей УК КР, как финансирование террористической деятельности (статья 226-1), вовлечение в совершение преступлений террористического или экстремистского характера, либо иное содействие их совершению (статья 226-2), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (226-3), участие гражданина КР в вооруженных конфликтах или военных действиях на территории иностранного государства, или прохождение террористической и экстремистской подготовки (226-4), сепаратистская деятельность (295-1), возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды (299), организованная деятельность, направленная на возбуждение национальной, расовой, религиозной или межрегиональной вражды (299-1), приобретение, хранение, перевозка и пересылка экстремистских материалов с целью распространения, либо их изготовление и распространение, а также умышленное использование символики или атрибутики экстремистских организаций (299-2), финансирование экстремистской деятельности (299-3), наемничество (375).
По мнению юристов, поправки противоречат Конституции КР. Стоит отметить, что статья 50 Основного закона КР гласит: «ни один гражданин не может быть лишен своего гражданства и права изменить свое гражданство».
К тому же, в законе не прописан механизм лишения гражданства. «Из СМИ известно, что речь идет о террористах и экстремистах. Но по Конституции никто не может быть лишен гражданства и норм о принудительном лишении нет. В какой форме это будут делать неизвестно», – комментирует координатор проекта по сокращению лиц без гражданства правовой клиники «Адилет» Людмила Арапова.
В законодательстве КР прописаны механизмы утраты и добровольного выхода из гражданства. Решение в обоих случаях выносит суд. Утраченным гражданство считается, если человек поступил на военную и разведывательную службу иностранного государства без разрешения компетентных органов КР, а также если он постоянно проживает за границей, не встал на консульский учет без уважительных причин в течение трех лет.
«Гражданство также может быть прекращено в связи с подачей заявления. Других оснований лишения гражданства нет», – подчеркивает юрист.
Окончательное решение о приеме и выходе из гражданства за президентом. «У нас в практике все 100 процентов случаев добровольного отказа от гражданства. Человек в паспортном столе пишет заявление, заполняет анкету и в добровольном порядке слагает с себя гражданство. Ему выдают соответствующую справку», – уточняет Людмила Арапова.
Сколько сегодня в КР проживает лиц без гражданства (ЛБГ) никто доподлинно не знает. Известно лишь, что их около 10-12 тысяч. Большинство из них потеряли документы удостоверяющие личность или не успели (а возможно, и не захотели) обменять советский паспорт на кыргызский. Есть и такие, у кого никогда не было документов. Это кайрылманы – этнические кыргызы, переселившиеся в КР из Таджикистана, Узбекистана, Афганистана и других стран.
«Человек в положении лица без гражданства не может выехать за пределы Кыргызстана. Потому что везде визовой режим. Даже в Казахстан требуется паспорт. Ему выездную визу и въездную в страну пребывания надо оформлять. Защиты со стороны государства никакой нет», – говорит Людмила Арапова.
По ее словам, ЛБГ лишается политических прав – не может голосовать и участвовать в выборах. Кроме того, он ограничен в получении медицинской помощи, бесплатного образования. «Вопросы касающиеся трудоустройства тоже встанут. На государственную и муниципальную службу устроиться не сможет, судьей также не станет. Только в частном секторе и только наравне с иностранными гражданами», – поясняет юрист.
«Если по новому закону станут лишать гражданства, то человеку обязаны выдать постоянный вид на жительство лица без гражданства на территории КР. Выдворить такого гражданина из страны не могут, поскольку лицо без гражданства выдворить некуда», – уточняет Людмила Арапова.
Она подчеркнула, что законы КР защищают детей лиц без гражданства. «Даже если оба родителя ЛБГ, ребенок, родившийся в КР, признается гражданином», – говорит юрист.
В международной практике ЛБГ выдворяют, если у него есть страна постоянного проживания. Как в случае с Алексеем Поповым. Напомним, молодой человек несколько дней не мог покинуть аэропорт «Манас». Его не впускали в Кыргызстан. Он пять дней находился в транзитной зоне аэропорта, куда прилетел из Краснодара 31 июля. Попов в 2015 году добровольно отказался от гражданства КР и уехал на ПМЖ в Россию, где ему выдали постоянный вид на жительство.
Как пояснили в ГРС, для въезда в Кыргызстан «бывший кыргызстанец» должен был заранее подать пакет документов для получения визы. Однако из-за болезни пожилых родителей мужчина срочно прилетел в Бишкек и не успел оформить все бумаги. Его планировалось депортировать в Краснодар, но родственники успели вовремя собрать документы и молодого человека пустили в страну.
В случае же принудительного лишения гражданства КР у человека не останется иного выхода, кроме как скитаться по стране без документов и прав.
Соб.инф.