Венецианская комиссия на своем сайте опубликовала заявление, пописанное президентом ВК СЕ Джанни Букиккио.
Как отмечается, комиссия получила информацию о готовящихся в Кыргызской Республике поправках в Конституцию и планируемом референдуме для их принятия.
«Предлагаемые поправки, в частности, повлияют на статус Конституционной Палаты, – говорится в заявлении. – В 2015 году Венецианская комиссия и ОБСЕ/БДИПЧ подготовили совместное заключение по проекту закона «О внесении изменений и дополнений в Конституцию» Кыргызской Республики, которые также касались деятельности Конституционной Палаты (CDL-AD(2015)014). Данное заключение остается актуальным и для вновь подготовленных поправок, в частности в отношении предложенной процедуры внесения поправок в Конституцию».
В ВК СЕ подчеркивают, что такие изменения требуют серьезного рассмотрения и всестороннего публичного обсуждения. «КР является полноправным членом Венецианской комиссии. Комиссия готова подготовить правовое заключение на проект поправок, если кыргызские власти обратятся с соответствующим запросом – говорится в заявлении Джанни Букиккио.
Стоит отметить, что в 2015 году члены Венецианской комиссии подготовили анализ и рекомендации по порядку внесения изменений в Основной закон КР. В нем говорилось, что «пункт 1 статьи 114 позволяет вносить изменения во (всю) Конституцию путем проведения референдума, созываемого Жогорку Кенешем. Тем не менее, в пункте 1 не оговорена процедура, которую нужно соблюдать для референдума».
Кроме того, в документе отмечается, что «в соответствии со статьей 4 Закона о введении в действие Конституции 2010 года, пункт 2 статьи 114 вступит в силу только в 2020 году». «Даже если он еще не вступил в силу,этот пункт, тем не менее, важен для того, чтобы понять всю статью 114. Пункт 2 предусматривает, что изменения в разделы с III до VIII Конституции могут быть приняты Жогорку Кенешем по предложению большинства от общего числа депутатов или по инициативе не менее 300000 избирателей. Таким образом, пункт 2 предусматривает упрощенный метод внесения изменений в институционные разделы Конституции только Жогорку Кенешем, без проведения референдума», – подчеркивают члены ВК.
«Пункт 3 предусматривает процедуру внесения конституционных изменений, однако не уточняет, применяются ли те же самые или другие процедуры в отношении изменений, принимаемых на референдуме (в соответствии с пунктом 1) и принимаемых Жогорку Кенешем (в соответствии с пунктом 2, начиная с 2020 г.).
Пункт 3 содержит три предложения. Первое предложение предусматривает, что Жогорку Кенеш должен принять закон о внесении изменений в течение 6 месяцев. Второе предложение предусматривает, что закон о внесении изменений должен быть принят большинством в две трети голосов после проведения не менее трех чтений с интервалом в два месяца между ними. Наконец, третье предложение предусматривает, что законопроект о внесение изменений может быть представлен референдуму двумя третями голосов Жогорку Кенеша.
Первые два предложения могли бы предоставить элементы процедур, как для (а) внесения изменений путем референдума в соответствии с пунктом 1, так и для (б) изменения разделов с III по VIII Конституции Жогорку Кенешемв соответствии с пунктом 2, который вступит в силу только в 2020 году. Тот факт, что эти два предложения уже в силе с 2010 года, является аргументом для их применения также к поправкам путем референдума в соответствии с пунктом 1. В противном случае, эти два предложения должны вступить в силу в 2020 году, вместе с пунктом 2.
Как следствие, инициатива проведения референдума не только должна быть принята большинством в две трети голосов, но и после проведения не менее трех чтений с интервалом два месяца между ними. Тем не менее, такое толкование не является очевидным, и Конституционной палате, возможно, потребуется принять решение по этому вопросу.
В любом случае, легитимность референдума также необходимо изучить. Положения, прописывающие право вносить изменения в Конституцию, не являются просто юридической формальностью, а могут в значительной степени влиять на фундаментальные политические процессы или определять их. Помимо гарантирования конституционной и политической стабильности, положения о специальных процедурах внесения поправок в Конституцию нацелены на достижение широкого консенсуса; это укрепляет легитимность Конституции и тем самым политическую систему в целом. Крайне важно, чтобы эти поправки были внесены в строгом соответствии с положениями, содержащимися в самой Конституции. Не менее важно обеспечить широкое распространение этих поправок», – отмечают в Венецианской комиссии.
Напомним, 29 июля 2016 года на общественное обсуждение вынесен проект закона о назначении референдума (всенародного голосования) по закону «О внесении изменений в Конституцию Кыргызской Республики».