Законопроект о поправках в Конституцию вредительский и регрессивный

0
8231

Чолпон Джакупова, депутат ЖК КР:

– Отвечая на вопрос «Кайда баратабыз?» скажу, мы возвращаемся к ситуации 2010 года, ситуации временного правительства и отсутствия какой бы то ни было власти. На чем основан мой довод? Первое – это нарушения всех мыслимых и немыслимых норм процедуры по внесению законопроекта. Регламент четко расписывает процедуру и законопроекты не обезличены. Субъектом внесения изменений фракция выступать не может. Только депутаты. Но если посмотреть на сайте Жогорку Кенеша, под законопроектом о референдуме указаны фамилии пяти парламентариев и пометка «другие». По действующей Конституции им надо набрать 80 голосов (две трети). Думаю, под этой шапкой «и другие» заключается проблема: они не могут набрать 80 голосов и сейчас судорожно выкручивают руки депутатам, которые отключили телефоны и не выходят на связь с коллегами. Все боятся появиться на поверхности, потому что им придется испытать страшнейшее давление. Регламент четко требует, чтобы инициаторы были указаны пофамильно с подписями. С учетом практики, которая сложилась в ЖК, особых иллюзий я не питаю. При том таланте и умении убеждать и делать предложения, с течением определенного количества времени 80 голосов они наберут. Потому что над половиной депутатов витает угроза уголовных дел. Способы убеждения бывают разные.

Второе – субъектом внесения изменений в Конституцию, согласно действующему Основному закону, мы, депутаты, быть не можем. Если Конституционная палата (представим чисто гипотетически) даст отрицательное заключение, то дальнейшее обсуждение невозможно. Следовательно, заключение КП должно было быть на момент вынесения законопроекта на общественное обсуждение. Но у нас законы своеобразно читают, если вообще читают. Этой «дурной» привычки – читать законы – нет ни у населения, ни у политиков. Зато интерпретировать они могут.

Третье – судя по представленному проекту закона об изменениях, в новой Конституции нарушается баланс ветвей власти. Судебная система теперь полностью будет зависеть от политиков. По тексту говорится, что она независимая и никто не может вмешиваться, а на деле Конституционная палата теперь должна согласовывать свои решения с Жогорку Кенешем, который сам принимает (предположим) неконституционные законы. Это прямой конфликт интересов.

Одним из обещаний революции 2010 года было построение парламентаризма. За что критиковали Акаева и Бакиева за авторитаризм, клановость и прочее. Сейчас же вновь все бразды правления отдаются этой связке премьер-министр — президент. Жогорку Кенеш ничего не может решать. Причем делают это хитро, через процедуры. А наши, депутатов, функции ослабевают по многим вопросам, в том числе кадров и бюджета. И теперь, уверяю, все антинародные инициативы будут проходить под общий одобрямс парламента.

Если новая Конституция будет принята на референдуме — поменяются полномочия президента, парламента, премьер-министра, Генпрокуратуры, Верховного суда. Поправки затронут все ключевые вопросы распределения баланса между ветвями власти. Это совершенно другая конструкция. Следовательно, если меняется схема и структура, то все эти органы должны быть отправлены в отставку, а парламент распущен. Это незыблемые правила теории государственного права: меняются полномочия – структура переизбирается.

Складывается впечатление, что те, кто принимает решение, вообще не знают, как государство устроено. Они говорят: «Мы собрались, провели консультации с группой депутатов и решили, что нецелесообразно отправлять парламент в отставку». Теория государственного права потому и теория. Это наука. А не просто так, потому что группа депутатов «посовещалась». И любой государственник основы этой науки должен знать.

Я не надеюсь на Конституционную палату и на здравый смысл Жогорку Кенеша, потому что большая часть депутатов висят на крючке.

Как выкарабкаться из этой ситуации? Объяснять населению, которое не разбирается ни в регламенте, ни в конституционных положениях, куда мы идем, с проставлением четкого диагноза. А идем мы к возрождению авторитарной, нестабильной системы. У нас должно быть достаточно доводов, чтобы население убедить насколько предлагаемый законопроект о поправках в Конституцию вредительский и регрессивный.

В мутные времена хорошо ловится рыбка, по 2010 году мы это знаем. Не надо нам повторения тех событий.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.