За три месяца, с мая по август 2016 года, в Боомском ущелье произошло 19 стихийных бедствий – 7 камнепадов и 12 случаев схода селей. В разгар турсезона путь на Иссык-Куль стал настоящей дорогой с препятствиями. Что это – капризы природы или преступная халатность дорожников?
ЧП на этой трассе зафиксированы и в апреле. 4-го числа ночью на 312 километре автодороги Торугарт – Бишкек произошел камнепад, высотой 3,5-4 метров, длиной почти 20. Почти сутки дорогу расчищали от завалов.
В ночь на 22 апреля камнепад произошел в Тонском районе, на 132 километре автодороги Бишкек – Балыкчы. К утру дорогу расчистили.
Следующее ЧП случилось 10 мая – на 118 километре трассы Бишкеке – Нарын – Торугарт. 16 июня вновь произошел камнепад, дорогу частично перекрыло, в течение полутора часов путь преграждала груда булыжников.
В июле дорога в Боомском ущелье буквально утопала в селевых потоках. Кроме того, в результате ливневых дождей дважды произошли камнепады – 27 и 30 июля. Последнее ЧП унесло жизнь мужчины.
Участок автодороги, который проходит через Боомское ущелье сдан в эксплуатацию два года назад. Масштабную стройку с расширением дорожного проводила китайская компания China road. Еще тогда гражданские активисты заявляли о нарушениях во время строительных и взрывных работ. Однако правительство тогда от них отмахнулось. Быстро забыли о бивших тревогу активистах и граждане, когда стали ездить по ровной и широкой после реконструкции дороге. Однако радость длилась недолго.
«Когда расширяли дорогу потревожили большой скальный массив, высотой до 80 метров», – заявил начальник отдела департамента мониторинга при МЧС Аман Сарногоев.
По его словам на участке автодороги, которая проходит по ущелью, не выполнена оборка склона. Он отмечает, что никто не ожидал такой аномальной погоды. К тому же, проблема в финансировании. «В связи с расширением некоторые заградительные стенки убрали, а новые не поставили. Те, что остались, тоже в аварийном состоянии – их камнепадом может пробить насквозь. Мы неоднократно делали предписание Министерству транспорта, чтобы укрепили. Но нет финансирования. Надежней всего поставить крытые галереи. Но на это нужны миллиарды сомов», – говорит специалист.
Не прошедшем на днях совещании правительства, глава МЧС Кубатбек Боронов сообщил, что в Боомском ущелье выявлено 112 опасных участков: 94 селевых, 16 обвально-осыпных и два оползневых. Особую угрозу, по словам министра, представляют 17 селевых, три участка обрушения и один обвальный.
«В ближайшие месяцы высока вероятность проявления опасных процессов на их территории», – предупреждает чиновник.
Каждый дождь становится причиной затопления нескольких километров дороги в ущелье. «Мы уже замучились, вычерпывая воду лопатами. Те, кто составлял проект, не признают своей ошибки: дескать, раньше на этом месте не было труб, поэтому и мы их не предусмотрели. Но трубы здесь были. А представители China road махнули рукой, сказав «построили по вашему проекту, остальное – не наше дело», – заявил журналистам руководитель дорожного предприятия Тынчтык Турдалиев.
Чиновники списывают все на капризы природы. Дескать, лето 2016 года выдалось дождливым, а при строительстве «ни один проект не предусматривает аномальных дождей».
Выгораживает дорожников и директор «Кыргыздорстройпроект» Джамшит Калилов. Он заявил, что «нельзя просто так обвинять проектировщиков и строителей». По его словам, камнепады участились только в нынешнем году, и причина тому – погодные условия.
Однако из сводки МЧС следует, что обвалы горных пород по дороге на Иссык-Куль случались и ранее. А участились они именно после 2014 года. Вечером 1 февраля 2015 года на 313 километре автодороги Бишкек – Нарын – Торугарт сошел камнепад, объемом 1200 кубометров. В результате ЧП была полностью перекрыта проезжая часть. Жертв и разрушений удалось избежать. В том же году в мае камнепад случился на 119 километре автодороги Бишкек – Нарын – Торугарт, объем обвала камней составил 40 кубометров. В августе, по словам очевидцев, в Бооме вновь произошел камнепад, но в МЧС эту информацию тогда опровергли. Тогда обошлось без жертв.
Минтранс начал принудительный спуск горной породы, дабы избежать новых сходов камней в Бооме.