Каждый двенадцатый трудоспособный кыргызстанец на сегодняшний день — безработный. С начала года более 75 тысяч человек официально обратились в службы занятости в поиске работы. Из них порядка 16 тысяч были трудоустроены на постоянную работу, чуть более 8 тысяч – временно. Еще 11,5 тысяч кыргызстанцев направили на переобучение. Таковы официальные данные Министерства труда и социального развития за первое полугодие текущего года.
При этом на сегодня в стране имеется 18,2 тысячи рабочих мест. А на начало года эта цифра вообще зашкаливала за 55 тысяч. Парадокс, не так ли? В стране одновременно есть армия безработных, конкуренция 14 человек на одно рабочее место, но также имеются тысячи возможностей трудоустроиться.
Почему же так происходит? Ответ прост: спрос не совпадает с предложением. Вот уже не один год первые строчки самых востребованных на рынке труда профессий занимают учителя и врачи. По итогам прошлого года стране требовалось более 1000 врачей и 2 340 учителей! Вот только уезжать работать в регион молодежь не стремится. Заработная плата молодого специалиста на стимул, мягко говоря, не тянет. В отношении медиков даже программа «Депозит молодого врача» не сработала. Повышение депозита с трех до восьми тысяч сомов явно тускнело на фоне роста цен или стоимости жилья. Кроме того, работать в слабо укомплектованных региональных школах и больницах могут только настоящие энтузиасты еще советской закалки. Капитализм такому не учит.
Куда девается армия «белых воротничков» никто особо не исследовал. И вопрос, зачем учить невостребованных специалистов, долгие годы витает в воздухе без ответа. В Кыргызстане насчитывается 50 высших образовательных учреждений, в которых обучается порядка 220 тысяч студентов. При этом в СУЗах на рабочих специальностях учится всего 92-93 тысячи человек. Кстати, ежегодно отчисляется порядка 6-7 тысяч студентов. Рекордным на отсев оказался 2011 год – 31 тысяча человек.
Куда делись бывшие выпускники, никто, конечно же, не отследил. Да и в целом, абитуриентам и их родителям, которые часто отдают последнее за контракт, статистику последующего трудоустройства, никто не показывает. Но лично мне не понятно, как можно трудоустроить, к примеру, 3,5 тысячи юристов, которых вузы выпускают ежегодно?
По данным Счетной палаты, трудоустраивается в стране ежегодно всего 9% выпускников университетов. То есть, более 200 тысяч человек, пять лет зубривших науки, пойдут в лучшем случае переучиваться или будут работать не по специальности. По подсчетам эксперта Кубанычбека Койчуманова, обучение одного студента в год обходится родителям где-то в 60 тысяч сомов. То есть за пять лет выходит 300 тысяч сомов на человека, а на всех тех, не смог найти работу, — 60 млрд. сомов или около 900 млн. долларов. Вот это я понимаю – богатая страна! И это еще без учета почти 22 млрд. сомов, которые заложены на образование в государственном бюджете. И без денег спонсоров, которые уже 25 лет выделяются на реформирование образовательной системы.
Столь легковесное отношение к главному капиталу страны – человеческому капиталу не может не удивлять. Ситуацию прокомментировала Гайша Ибрагимова, генеральный директор Центра развития квалификаций:
— Кыргызстан имеет великолепную демографию, более 60% населения дееспособны, из них 45% составляет молодежь. То есть, страна располагает единственным возобновляемым ресурсом. Опыт таких стран, как Япония и Южная Корея, показывает, что, благодаря правильному использованию человеческих ресурсов, можно осуществить экономический и социальный прорыв. В настоящее время для Кыргызстана человеческие ресурсы являются как потенциалом развития, так и источником угроз. Если молодежь не будет иметь современной квалификации, которая обеспечит им конкурентоспособность на рынке труда, то она потенциально пополнит ряды криминала и террористических организаций, станет источником социального напряжения.
— Какой вы предлагаете выход из ситуации?
— Для формирования человеческого капитала в соответствии с требованиями рынка труда и экономики страны в Кыргызстане необходимо разработать, апробировать и внедрить Национальную Квалификационную Систему на основе компетенций.
Что это такое? Начнем с того, что в наших условиях в модернизации нуждается само содержание понятия «квалификация». Действующая система квалификации определяет квалификацию работника через приблизительное соответствие уровней формального образования, соответствие учебных программ и их продолжительность, диплом и стажа работы (МСК-97). Это называется «входные параметры квалификации». То есть, действующая система квалификации не отражает компетентность работника, его способность решать задачи и нести ответственность. Именно это является причиной безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений. Они что-то знают, но ничего не умеют, так как учебные заведения не имеют заказа в виде профессиональных стандартов, от работодателей.
То есть, работодателю нужно либо переучивать выпускника, либо нанимать человека более старшего возраста. Поэтому у нас везде висят объявления, нужен опыт работы не менее лет. Но где его взять в 20 лет? Вот и получается замкнутый круг.
— И новая Квалификационная система сможет этот круг разорвать?
— Эта система позволит перейти от рынка дипломов к рынку квалификаций. Необходимо начать определять рейтинг профессиональных учебных заведений, изменять их тип в случае несоответствия уровня образования заявляемому уровню квалификации. Кроме того, нужна новая компенсационная система, которая максимально учитывает личный вклад каждого работника в любой сфере. Система компенсаций должна поощрять человека развиваться, постоянно самосовершенствовать свои навыки.
Разработка новой квалификационной системы в Кыргызстане уже началась. Плюсы ее очевидны для всех. Особенно важны две составляющие – компенсационная и социальная. Сегодня в стране все еще существует миф о выгодности дешевого труда. Хотя экономике он обходится в разы дороже. Он малопроизводителен, не развивает работников, убивает инициативу, консервирует низкий уровень организации и условий труда. Дешевый работник опасен для окружающих. Дешевый труд, обуславливающий низкий уровень жизни, приводит работника к потере ответственности не только перед предприятием, обществом, но и перед самим собой. Такому человеку нечего терять.
Точно также и современная система социальной защиты должна своевременно включать новые профессии или новые функции в старые профессии в нормативные документы. Но все это еще только разрабатывается. Самое примечательное, что именно кыргызстанские эксперты разработал подобную систему для соседнего Казахстана. Вот и получается, сапожник без сапог, трудовые ресурсы без труда.
Пока же очередные абитуриенты штурмуют альмаматеры, родители затягивают пояса, а новая волна выпускников устремилась по родственникам и знакомым в поисках работы.
А еще только по Бишкеку на начало года подали заявки на 63 грузчика, 71 электромонтера, 229 водителей, 312 поваров и 693 швеи. Нет-нет, вовсе не надо всех усаживать в токари-столяры, но штамповать разводящих сессии врачей или многочисленных экологов-дизайнеров-менеджеров вряд ли лучше…
Жеӊишбек кызы Дениза.