Как труд живет без труда

0
565

Каждый двенадцатый трудоспособный кыргызстанец на сегодняшний день — безработный. С начала года более 75 тысяч человек официально обратились в службы занятости в поиске работы. Из них порядка 16 тысяч были трудоустроены на постоянную работу, чуть более 8 тысяч – временно. Еще 11,5 тысяч кыргызстанцев направили на переобучение. Таковы официальные данные Министерства труда и социального развития за первое полугодие текущего года.

При этом на сегодня в стране имеется 18,2 тысячи рабочих мест. А на начало года эта цифра вообще зашкаливала за 55 тысяч. Парадокс, не так ли? В стране одновременно есть армия безработных, конкуренция 14 человек на одно рабочее место, но также имеются тысячи возможностей трудоустроиться.

Почему же так происходит? Ответ прост: спрос не совпадает с предложением. Вот уже не один год первые строчки самых востребованных на рынке труда профессий занимают учителя и врачи. По итогам прошлого года стране требовалось более 1000 врачей и 2 340 учителей! Вот только уезжать работать в регион молодежь не стремится. Заработная плата молодого специалиста на стимул, мягко говоря, не тянет. В отношении медиков даже программа «Депозит молодого врача» не сработала. Повышение депозита с трех до восьми тысяч сомов явно тускнело на фоне роста цен или стоимости жилья. Кроме того, работать в слабо укомплектованных региональных школах и больницах могут только настоящие энтузиасты еще советской закалки. Капитализм такому не учит.

Куда девается армия «белых воротничков» никто особо не исследовал. И вопрос, зачем учить невостребованных специалистов, долгие годы витает в воздухе без ответа. В Кыргызстане насчитывается 50 высших образовательных учреждений, в которых обучается порядка 220 тысяч студентов. При этом в СУЗах на рабочих специальностях учится всего 92-93 тысячи человек. Кстати, ежегодно отчисляется порядка 6-7 тысяч студентов. Рекордным на отсев оказался 2011 год – 31 тысяча человек.

Куда делись бывшие выпускники, никто, конечно же, не отследил. Да и в целом, абитуриентам и их родителям, которые часто отдают последнее за контракт, статистику последующего трудоустройства, никто не показывает. Но лично мне не понятно, как можно трудоустроить, к примеру, 3,5 тысячи юристов, которых вузы выпускают ежегодно?

По данным Счетной палаты, трудоустраивается в стране ежегодно всего 9% выпускников университетов. То есть, более 200 тысяч человек, пять лет зубривших науки, пойдут в лучшем случае переучиваться или будут работать не по специальности. По подсчетам эксперта Кубанычбека Койчуманова, обучение одного студента в год обходится родителям где-то в 60 тысяч сомов. То есть за пять лет выходит 300 тысяч сомов на человека, а на всех тех, не смог найти работу, — 60 млрд. сомов или около 900 млн. долларов. Вот это я понимаю – богатая страна! И это еще без учета почти 22 млрд. сомов, которые заложены на образование в государственном бюджете. И без денег спонсоров, которые уже 25 лет выделяются на реформирование образовательной системы.

Столь легковесное отношение к главному капиталу страны – человеческому капиталу не может не удивлять. Ситуацию прокомментировала Гайша Ибрагимова, генеральный директор Центра развития квалификаций:

— Кыргызстан имеет великолепную демографию, более 60% населения дееспособны, из них 45% составляет молодежь. То есть, страна располагает единственным возобновляемым ресурсом. Опыт таких стран, как Япония и Южная Корея, показывает, что, благодаря правильному использованию человеческих ресурсов, можно осуществить экономический и социальный прорыв. В настоящее время для Кыргызстана человеческие ресурсы являются как потенциалом развития, так и источником угроз. Если молодежь не будет иметь современной  квалификации, которая обеспечит им конкурентоспособность на рынке труда, то она потенциально пополнит ряды криминала и террористических организаций, станет источником  социального напряжения.

— Какой вы предлагаете выход из ситуации?

— Для формирования человеческого капитала в соответствии с требованиями рынка труда  и экономики страны в Кыргызстане необходимо разработать, апробировать и внедрить Национальную Квалификационную Систему на основе компетенций.

Что это такое? Начнем с того, что в наших условиях в модернизации нуждается само содержание понятия «квалификация». Действующая система квалификации определяет квалификацию работника через приблизительное соответствие уровней формального образования, соответствие учебных программ и их продолжительность, диплом  и  стажа работы (МСК-97). Это называется «входные параметры квалификации». То есть, действующая система квалификации не отражает компетентность работника, его способность решать задачи и нести ответственность.  Именно это является причиной   безработицы среди выпускников профессиональных учебных заведений. Они что-то знают, но ничего не умеют,  так как учебные заведения не  имеют заказа в виде профессиональных стандартов, от работодателей.

То есть, работодателю нужно либо переучивать выпускника, либо нанимать человека более старшего возраста. Поэтому у нас везде висят объявления, нужен опыт работы не менее лет. Но где его взять в 20 лет? Вот и получается замкнутый круг.

— И новая Квалификационная система сможет этот круг разорвать?

— Эта система позволит перейти от рынка дипломов к рынку квалификаций. Необходимо начать определять рейтинг профессиональных учебных заведений, изменять их тип в случае несоответствия уровня образования заявляемому уровню квалификации. Кроме того, нужна новая компенсационная система, которая максимально учитывает личный вклад каждого работника в любой сфере. Система компенсаций должна поощрять человека развиваться, постоянно самосовершенствовать свои навыки.

Разработка новой квалификационной системы в Кыргызстане уже началась. Плюсы ее очевидны для всех. Особенно важны две составляющие – компенсационная и социальная. Сегодня в стране все еще существует миф о выгодности дешевого труда. Хотя экономике он обходится в разы дороже. Он малопроизводителен, не развивает работников, убивает инициативу, консервирует низкий уровень организации и условий труда. Дешевый работник опасен для окружающих. Дешевый труд, обуславливающий низкий уровень жизни, приводит работника к потере ответственности не только перед предприятием, обществом, но и перед самим собой. Такому человеку нечего терять.

Точно также и современная система социальной защиты должна своевременно включать новые профессии или новые функции в старые профессии в нормативные документы. Но все это еще только разрабатывается. Самое примечательное, что именно кыргызстанские эксперты разработал подобную систему для соседнего Казахстана. Вот и получается, сапожник без сапог, трудовые ресурсы без труда.

Пока же очередные абитуриенты штурмуют альмаматеры, родители затягивают пояса, а новая волна выпускников устремилась по родственникам и знакомым в поисках работы.
А еще только по Бишкеку на начало года подали заявки на 63 грузчика, 71 электромонтера, 229 водителей, 312 поваров и 693 швеи. Нет-нет, вовсе не надо всех усаживать в токари-столяры, но штамповать разводящих сессии врачей или многочисленных экологов-дизайнеров-менеджеров  вряд ли лучше…

Жеӊишбек кызы Дениза.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.