«С осужденными по делу 7 апреля, которых не выпускают вопреки решению суда, создается опасный прецедент», — заявила сегодня на заседании комитета по конституционному законодательству, госустройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша депутат Чолпон Джакупова («Бир Бол»).
Напомним, вчера Верховный суд КР начал рассмотрение надзорных жалоб по делу о событиях 7 апреля, а комитет сегодня заслушал информацию глав ГСИН, ГКНБ и военного прокурора по данному делу.
При этом депутаты выяснили, что ГСИН в вопросе выпуска осужденных на свободу ни при чем. «Эти пациенты, так сказать, еще не перешли к ним и сидят в СИЗО ГКНБ – знакомое мне место, где все смотрят наверх. Зачем ГКНБ отправляет письма в ГСИН с просьбой посчитать сроки осужденных, они что, сами не могут это сделать? Тут арифметики большой нет, математический факультет заканчивать не надо», — заметил член комитета Исхак Масалиев («Онугуу-Прогресс»).
О письмах ГКНБ заместителю главы ведомства Дуйшенбеку Чоткараеву напомнила и Чолпон Джакупова. «Вы говорите, что только 16 июня получили вердикт суда о применении амнистии, а 17-го вам уже принесли решение судьи Верховного суда КР Бактыгулова о приостановлении вердикта. Хорошо, будем считать, что до 16 июня вы были не в курсе, что осужденных амнистировали, хотя об этом трубили все СМИ, их родственники стояли у ворот ГКНБ… Но вы же сами направляете 7 и 9 июня письма в ГСИН с просьбой дать разъяснения по срокам! Как это понимать?» — возмутилась народная избранница.
При этом Чолпон Джакупова добавила, что «это совершенно унизительная ситуация, когда мы знаем, что на них оказывают давление и они принимают такое решение, дают такие ответы». «Я не хочу вас еще больше унижать, но на трибуне ЖК врать-то уже нельзя», — обратилась она к Дуйшенбеку Чоткараеву.
В то же время глава комитета Галина Скрипкина (СДПК) заступилась за чекистов, сказав, что ГКНБ правильно задался вопросом о законности исполнения решения суда, если учитывать, что на применение амнистии в КР наложен запрет. «Мы говорим об одной стороне нарушения, когда не исполняется приговор суда, но давайте тогда говорить и о нарушении, которое было до этого – незаконное применение акта амнистии. Не надо подходить к этому делу выборочно», — призвала она коллег, отметив, что «ни у кого не хватит решимости и сил исполнить вердикт суда, если судья Верховного суда КР приостановил исполнение решения».
«А мы, как комитет, по закону не имеем права давать оценку действиям судей, вмешиваться в их деятельность, и любое наше решение будет носит рекомендательный характер», — напомнила депутат.
Однако Чолпон Джакупова заметила, что «комитет может не давать юридическую оценку, но может дать политическую». «Это дело стало доказательством того, что у нас практикуется избирательное применение закона и есть политизированность. После озвученной здесь информации, думаю, ни у кого не осталось сомнений в том, что решения на самом деле принимаются не в зале суда. Поэтому, к сожалению, и судьи, и представители других органов не могут применять закон. Но проблема в том, что при этом унижаться на трибуне будут не те, кто дергает за ниточки, а те, кто не исполняет закон», — предупредила народная избранница.
Это подтвердил и другой бирболовец – Мыктыбек Абдылдаев, сказав, что сталкивался в своей практике со случаями, когда те, кто не исполнил предписания закона, годами судились и пытались оправдаться. Он предложил направить материалы по этому вопросу в Генпрокуратуру и спецпрокурору. Комитет согласился, но также решил отправить аналогичный запрос в Верховный суд КР.
Напомним, адвокаты подсудимых – экс-руководителя аппарата президента Каныбека Жороева, бывшего госсоветника Эльмурзы Сатыбалдиева, экс-командира спецподразделения «Альфа» Алмаза Джолдошалиева и бывшего генерального прокурора Нурлана Турсункулова утверждают, что в отношении их подзащитных нарушается закон, поскольку они амнистированы судом и должны были выйти на свободу 3 июня.
ИА «24.kg».
Искен Афиджанов, адвокат: Верховенство закона или политики?
23 мая 2016 года судебная коллегия Военного суда Кыргызской Республики вынесла решение, в котором в отношении некоторых фигурантов уголовного дела по событиям, случившимся 7 апреля 2010 года, применен акт амнистии.
Как известно, согласно требований норм ч.6 ст.347 Уголовно-процессуального кодекса нашей страны решение апелляционной инстанции (коей и является судебная коллегия Военного суда КР) вступает в свою законную силу немедленно после его провозглашения.
Однако до настоящего момента осужденные и амнистированные лица находятся под стражей в СИЗО ГКНБ.
После поднявшегося общественного резонанса, Военная прокуратура обжаловала принятое судебное решение в Верховный суд, где 16 июня 2016 года судья вынес постановление о принятии дела к своему производству и приостановлении исполнения решения второй судебной инстанции.
Таким образом, этот судья уже заранее обозначил свою предвзятую позицию по уголовному делу, которое еще даже не рассматривалось судебной коллегией Верховного суда.
Однако постановление судьи Верховного суда не может отменить решение судебной коллегии второй инстанции, а, согласно норм все того же УПК КР, подача надзорной жалобы не приостанавливает исполнение вступившего в законную силу решения суда второй инстанции.
По сути, мы с вами являемся свидетелями применения так называемых двойных стандартов при толковании и исполнении норм закона, когда судебные решения принимаются не самими судьями, а провластными политиками.
Хотим мы того или нет; справедливо ли судебное решение или нет; законно или предвзято, но это решение суда, которое государственные органы и граждане страны обязаны выполнять.
Иначе нас ждет анархия и судебная вакханалия.
И еще, лично я полностью поддерживаю Чолпон Джакупову в том, что рано или поздно ответственность за неисполнение решений суда и еще другие должностные преступления будут нести не сегодняшние политики, а именно исполнители, которые выполняют их незаконные просьбы или указания.