«Князь Игорь» — жемчужина классического русского оперного репертуара. А ее знаменитые арии и «Половецкие пляски» известны и любимы во всем мире.
Премьера оперы состоялась 23 октября (4 ноября) 1890 года в петербургском Мариинском театре. Опера писалась в течение 18 лет, но в 1887 году композитор скончался, и опера осталась неоконченной. По записям А.П. Бородина работу завершили Александр Глазунов и Николай Римский-Корсаков.
Опера в трех действиях предстала перед столичной бишкекской публикой в новой, третьей редакции, которую осуществили: режиссер-постановщик Искендер Сартбаев, дирижер Нурматбек Полотов, народный художник Кыргызской Республики Маратбек Шарафидинов, балетмейстер – народная артистка КР Марина Ласточкина. На сцену в премьерный день вышел солист Мариинского театра, лауреат Международного конкурса Вячеслав Луханин (Хан Кончак), ведущие солисты кыргызского театра оперы и балета: лауреат Международного конкурса Бакыт Ыбыкеев (Князь Игорь), Оксана Шутова (Ярославна), Асель Бекбаева (Кончаковна).
Как рассказал режиссер-постановщик Искендер Сартбаев, наш театр обращается к постановке этой оперы уже в третий раз. «Впервые это было в 1954, затем в 1986 году. К сожалению, в силу разных причин она сошла с нашей сцены из-за репертуара. Это были годы перестройки, развала СССР. Все это сказалось на состоянии театра. Многие солисты стали покидать труппу. Нашего знаменитого баса Булата Минжилкиева пригласили в Мариинский театр. Солист Вячеслав Луханин тоже уехал в Ленинград. Бас Павел Сукманов покинул Кыргызстан. А эта опера требует присутствия басов и баритонов. В последние годы репертуар сузился. Перестала звучать музыка русских композиторов. К сожалению, и сейчас не звучит французская, немецкая музыка. И поэтому, когда я пришел в театр поговорил с директором Б.Осмоновым мы долго думали и остановились на “Князе Игоре”, ведь в театре уже появилось достаточное количество необходимых солистов. И уже в 1916 году она вновь восстановлена.», — говорит Сартбаев. – «Мне нравится выражение: “В оперу можно либо влюбиться с первого раза, либо возненавидеть и задача наших солистов заключается в привитии любви к оперному искусству”.
Солистка Оксана Шутова: “Это очень сложная постановка. Лично для меня это первая драматическая партия Ярославны. Реальный исторический персонаж, образ русской женщины, которая отправляя в поход своего мужа, своей верностью, ожиданием возвращает его обратно домой. Знаменитый плач Ярославны – это такой сильный посыл солнцу, ветру, Днепру вернуть любимого… Еще хочу добавить, что когда есть контакт с залом, чувствуешь его положительную энергетику, то всегда намного легче петь и быть в роли”.
«Все исполнители много работали и получилась сплочённая и дружная команда. Нурлан Суймоналиев — Галицкий. Мы очень долго искали с ним характер нашей сцены. На мой взгляд, у него получился яркий и интересный образ. В этой редакции открыты все купюры. Исполняются все музыкальные номера в том виде, как они написаны автором. Ещё зрителя приятно удивят половецкие пляски. Они поставлены в новой редакции. Хореограф постановщик Нар. Артистка Марина Ласточкина», — рассказывает Сартбаев. — Каимбек Кускаков, который наряду с Б.Ыбыкеевым поет партию князя Игоря говорит: “Мы полгода готовились к премьере. Это была долгая кропотливая работа. Последний раз опера была поставлена режиссером Арзиевым. В постановке мы использовали те же костюмы, в которых пели Минжилкиев, Мухтаров, Касымов, Муковников”.
По словам директора театра Б.Осмонова, большую материальную помощь в изготовлении новых декораций оказал известный бизнесмен Аскар Салымбеков. Остается добавить. что премьера оперы состоялась при полном аншлаге.
Толкун САГЫНОВА.