Вторую неделю журналистское сообщество и медиаэксперты воюют с Жогорку Кенешем. Депутаты парламента страны в очередной раз посягнули на независимость СМИ и свободу слова. Но первый раунд пресса проиграла.
В повестку дня вчерашнего заседания в нарушение регламента ЖК КР включили законопроект о внесении изменений в закон «О СМИ». Его разработала группа парламентариев – Кожобек Рыспаев, Искендер Матраимов (члены СДПК), Таабалды Тиллаев и Жыргалбек Турускулов (оба из «Республики – Ата-Журт»). Согласно поправкам, «иностранцам и лицам без гражданства запрещается прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20% акций (долей) юридического лица – собственника средства массовой информации». Кроме того, СМИ ограничили возможность привлекать средства из-за рубежа. «Доля финансирования средства массовой информации за счет средств иностранных физических и/или юридических лиц, а также юридических лиц с иностранным участием в капитале, зарегистрированных в Кыргызской Республике, не должна превышать двадцати процентов от годового объема финансирования», говорится в документе.
Иными словам, журналистов прямым текстом загоняют под влияние государства и отдельных кыргызстанских политиков.
«Этот закон о СМИ давно болтается в Кыргызстане. Давным-давно его надо было принимать. Никто не запрещает работать. Это просто доля. Это взято из всемирной практики», – заявил журналистам Кожобек Рыспаев.
По словам инициаторов, эти поправки не коснутся интернет-издания и радио-редакции, дескать, они направлены только против ТВ. Но то на словах. На бумаге же все иначе.
По словам директора Института Медиа Полиси Бегаим Усеновой, с момента регистрации законопроекта на официальном сайте Жогорку Кенеша текст его менялся несколько раз. «Инициаторы ссылаются на необходимость защищать суверенитет и безопасность государства, но ни разу не привели конкретных случаев, фактов, какие СМИ, какими материалами и в какие периоды нашей страны повлияли на информационную безопасность, угрожали ей или нанесли урон», – отметила эксперт.
Попытки приструнить прессу и ТВ, взять под контроль и ограничить деятельность отдельных СМИ в Кыргызстане предпринимались не единожды. И при Акаеве, и при Бакиеве… Алмазбек Атамбаев не стал исключением.
После смены власти в 2010 году вчерашние оппозиционеры объявили, что с посягательствами на свободу слова покончено. Право на это закрепили Конституцией КР. Однако совсем скоро власти передумали. Несмотря на норму Основного закона КР, которая гласит, что «Никто не может быть подвергнут уголовному преследованию за распространение информации, порочащей или унижающей честь и достоинство личности», в Уголовный кодекс страны ввели новую статью за «ложное сообщение» в СМИ, предполагающую наказание в виде лишения свободы до 5 лет. Это не могло не сказаться на самоцензуре тружеников пера.
Вслед за этим началось скрытое и явное давление на отдельные СМИ, влияние и контроль, рейдерские захваты через принятие незаконных решений судами.
Но тем не менее, СМИ не прекратили проводить журналистские расследования, рассказывать читателям и зрителям о коррупционных схемах в государственных органах, выявлять проворовавшихся чиновников. Позволить себе такое могут только независимые от государства и отдельных политиков СМИ. Но и таким в ЖК нашли свой способ «заткнуть рты».
Журналисты, однако, тоже сдаваться не намерены. На прошлой неделе, когда в нарушение регламента законопроект пытались вынести на обсуждение на пленарном заседании, представители СМИ устроили митинг у Белого дома и встретились с некоторыми депутатами. Тогда удалось отсрочить принятие нормы, но не отклонить. А именно этого добивается медиасообщество, чтобы депутаты отказались от своей идеи и впредь не поднимали вопроса об ограничении деятельности СМИ, по крайней мере, до принятия Концепции информационной политики.
«Законопроект стал ножом в спину для журналистов. Власть иногда оказывается слишком оторванной от реальности», – так отреагировал на инициативу депутатов журналист Азамат Тынаев.
По его словам, этот документ в корне противоречит Концепции информационной политики. «Сама процедура протаскивания, не постесняюсь этого слова, законопроекта всеми правдами и неправдами, без общественных слушаний, в трех чтениях за один день, само поведение и объяснение инициаторов, абсолютно не вызывает доверия», – добавил журналист.
Юристы и эксперты отмечают, что разработанный законопроект «сырой». «Есть много способов обойти его, а если так, то зачем принимать его и создавать перед мировым сообществом имидж тоталитарной страны, где ужесточается законодательство в отношении СМИ», – говорят они.
Попытки не в первый раз ограничить деятельность СМИ в КР правозащитница Динара Ошурахунова называет «эркинофобией». «Если посмотреть на инициативы, которые выдвигаются, там не нужно искать логику. Депутаты нового созыва не знают, зачем пришли в парламент, чем заняться, пытаются отыскать завалявшиеся законопроекты и оставить о себе хоть какой-то след. Есть одна нить, которой придерживаются в парламенте – это так называемая эркинофобия. Страх свободы гражданских организаций, свободы слова и самовыражения и других многих вещей, которые они не понимают. Они нашу реальность не понимают», – сказала она.
Правозащитник предрекает, что таких законопроектов, направленных против свобод, будет еще много. «Не пройдет этот, они инициируют другой, и еще. Этот законопроект направлен против независимости СМИ. Как следствие, все средства массовой информации пойдут под государственное финансирование, а при скудности бюджета, мы можем потерять многие СМИ, либо газеты, сайты и ТВ уйдут в частные руки – к олигархам, которые могут платить и будут заказывать музыку. Пространство существенно сужается», – добавила Динара Ошурахунова.
«Это яркий пример имитации бурной деятельности, когда депутаты, мало понимая, вытаскивают законопроект, инициируют его. Но я не согласен, что закон просто так появился. Это поползновения определенных кругов, в данном случае, государства, которое хочет дергать за ниточки, чтобы общество имело как можно меньше свобод», – подчеркнул политолог Темирлан
Ибраимов.
К тому же, как отмечают эксперты, законопроект противоречит некоторым положениям законов КР, в частности «О защите прав предпринимателей» и «Об инвестициях в Кыргызской Республике». «В соответствии с нормами данных законов, государство гарантирует предпринимателям вне зависимости от формы собственности равные права и возможности доступа к финансовым ресурсам и предоставление справедливого, равного правового режима любому инвестору и способствует созданию условий для защиты привлечённых инвестиций и развития конкуренции», – говорят юристы.
На прошедший накануне круглый стол по обсуждению поправок в закон о СМИ, инициаторы, естественно, не пришли. В стенах ЖК оно ж безопасней. А в открытую обсудить и объяснить журналистам и экспертам острую необходимость в их законопроекте, в конце концов посмотреть в глаза тем, судьба которых зависит от них, смелости не хватает.
На встречу с представителями СМИ и правозащитниками пришел лишь бывший журналист Жанар Акаев. Он отметил, что своей инициативой его нынешние коллеги ставят преграду телеканалам и печатными изданиям получать гранты на освещение актуальных вопросов, таких как защита прав граждан, отстаивание свободы слова и других.
Журналисты и медиаэксперты разработали резолюцию, согласно которой намерены настаивать на отклонении законопроекта, а также призвать депутатов впредь не инициировать поправки в медиа законодательство до разработки Концепции информационной политики и работать над мероприятиями направленные на развитие медиаграмотности среди населения.
Однако глас народа, а верней независимой прессы, остался неуслышанным. Депутаты большинством голосов проголосовали за принятие поправок. «Эркинофобия» все же взяла верх над разумом.
Махинур Ниязова.