Скандал вокруг тендера по реконструкции дороги Балыкчи – Корумду сделал свое дело: турсезон на Иссык-Куле может провалиться из-за нерасторопности политиков, погрязших в интригах.
Масштабный ремонт трассы от Балыкчи до Корумду в курортной зоне затеяли ко вторым Всемирным играм кочевников. Мол, негоже, чтобы гости ехали по ухабам и колдобинам. Реконструкцию планировали начать в ноябре 2015 года. Однако долго не могли определиться с победителем тендера. Когда он все же обозначился – это китайская компания «Лонг Хай» – зазвучали первые обвинения в адрес тогдашнего премьер-министра Темира Сариева.
Тогда и стало понятно, что дорогу не успеют отремонтировать к началу туристического сезона. Планировалось, что на участке Тамчы – Чолпон-Ата – Корумду ремонтные работы закончатся к 1 августа 2016 года, а от Балыкчи до Тамчы – до конца 2017-го.
Протяженность трассы, которую планируется отремонтировать составляет 104 километра. Смета – 9,2 млрд сомов. Но постоянные задержки с финансированием и скандал, который стоил Темиру Сариеву кресла премьер-министра сказались на сроках ремонтных работ.
Ответственные чиновники признают, что к Всемирным играм кочевников реконструкцию закончить не успеют. Сегодня в Минтрансе не берутся прогнозировать дальнейший ход работ, и уж тем более не называют сроки окончания. «Даже трудно будет определить сроки завершения реконструкции. Все зависит от финансирования», — говорят в ведомстве.
Между тем, туристам приходится добираться до места отдыха по пыльной и разбитой дороге. На некоторых участках организованы объезды, что значительно увеличивает и время и расстояние до пункта назначения.
Кроме того, убытки несут и местные предприниматели, которые живут на заработанные в турсезон средства.
Известно, что летний сезон на Иссык-Куле длится чуть больше двух месяцев. Но из-за раскуроченной трассы мало кто захочет ехать на северный берег озера, опасаются местные предприниматели.
«Про дорогу на Иссык-Куль вы все уже в курсе. Сегодня совершенно по-скотски закрыли Центральную трассу в городе Балыкчы. Почему по- скотски? Потому что даже не удосужились предупредить людей о закрытии трассы и сроках работ. Не знаю, в чьей это компетенции было – местных властей или подрядчика – просто поставить собственников бизнеса в известность. Казалось бы, что в этом сложного – обозначить объем работ и время. Нельзя было заранее дать время людям сориентироваться, рассчитать объем закупаемой продукции, с учетом того, что продажи теперь сойдут на ноль? Абсолютное безразличие к жизни простых людей удивляет.
Продуктовые магазины и кафе находящиеся в этом отрезке, что теперь должны делать с продуктами? А персонал, распускать? Я не знаю, каким местом думают эти умники, которые в разгар долгожданного туристического сезона закрывают трассу. Все понимаю, что это вынужденная и неизбежная мера. Но январь и февраль, например, были абсолютно мертвыми, с точки зрения торговли, месяцами. Почему нельзя было проводить работы в менее оживленное для местных жителей время? На этот короткий период возлагались большие надежды, вроде, все об этом знают. Кредиты и долги каким образом будут погашаться теперь? Это все абстрактно о дороге в целом.
В нашем случае с кого спросить? Почему просто, чисто по -человечески, не посчитали нужным проинформировать людей? Такая мелочь — как судьбы, семьи и проблемы простых людей, конечно, никого из власть имущих не беспокоят, я понимаю.
Реконструкция дороги, конечно, нужна, но если процесс организован из рук вон плохо, то стоило ли начинать ее вообще? Оправданы ли эти жертвы?
Все объяснимо: тех людей, кто решал и организовывал данные вопросы, эти проблемы не коснутся и на их сытом желудке никак не отразятся. «А вы, у трассы живущие и с нее кормящиеся – уж, извиняйте, хоть вешайтесь, это ваши проблемы», — решили наши власти», — написала в соцсети предпринимательница из Балыкчи Инабат Латипова.
И таких возмущенных сельчан десятки, если не сотни. Как им выживать после провального турсезона, похоже, мало кого волнует.
Соб. инф.