Имитация бурной деятельности в Кыргызстане, похоже, свойственная не только Жогорку Кенешу. Глава кабмина решил перекроить состав правительства. В начале недели Сооронбай Жээнбеков представил депутатам свой вариант.
Значительными перемены в структуре кабинета министров не назовешь. Впрочем, и цель у разработчиков была вовсе не в этом. Вопрос об оптимизации назрел давно. Не секрет, что чиновничий аппарат в КР раздут и аппетиты его непомерно растут, а в бюджете дыра. Периодически с упреками в адрес правительства выступали и депутаты, которым под давлением общественности приходится отказываться от многих ништяков и сокращать расходы.
Вот и решил недавно назначенный на должность главы правительства Жээнбеков удовлетворить запросы общества. Он предложил создать два Государственных комитета – промышленности, энергетики и недропользования КР вместо Госагентства по геологии и минеральным ресурсам, а также Госкомитет информационных технологий и связи КР на базе Госагентства связи и Центра электронного управления правительства КР.
Кроме того, Жээнбеков предложил преобразовать Министерство сельского хозяйства и мелиорации, дополнив его функцией развития пищевой промышленности, а у Минтранса отобрать «коммуникации», переименовав в Министерство транспорта и дорог.
Реорганизованы и сокращены также функции Министерства экономики, Государственной регистрационной службы, Агентства по геологии и минеральным ресурсам. Часть их «работы» перейдет двум новым Госкомитетам.
На оптимизацию это мало похоже. Обычная смена вывесок, которая к тому же повлечет новые траты из госбюджета. Сколько потратят на изменение структуры правительства? Премьер-министр Сооронбай Жээнбеков уверяет, что никаких дополнительных расходов не потребует. «Мы будем действовать в рамках уже утвержденного бюджета. К следующему году мы планируем сокращение по статье «информационные технологии» на 140 млн сомов за счет ликвидации дублирующих функций ведомств», – заверил глава кабмина.
Но депутаты ему не поверили, в частности член фракции «Кыргызстан» Таалайкуль Исакунова отметила, что при создании новых ведомств средства понадобятся хотя бы на новые бланки, вывески и печати. А это ляжет бременем на бюджет и плечи налогоплательщиков.
К тому же, как заметил парламентарий Исхак Масалиев, оптимизацией тут и не пахнет. На что Жээнбеков заметил: сокращение будет.
Его коллега Чолпон Джакупова («Бир Бол») отметила, что оптимизация – не значит сокращение. «Одним из инструментов оптимизации является электронное управление, которым у нас сначала занимался Минфин, потом Минэконом, теперь будет заниматься новая структура. Но как говорится, у семи нянек дитя без глазу – структурные реформы идут, проект на слуху, периодически на бумаге, а результатов – существенного сокращения госаппарата и оптимизации – нет», – справедливо отметила Чолпон Джакупова.
Станет ли правительство работать эффективней после перемены «мест слагаемых» или сумма вновь не изменится? Это станет ясно уже к осени.
Соб.инф.