«Золотая лихорадка-2»

0
1105

В связи с новыми обстоятельствами по проекту «Кумтор» Атамбаев поручил Генеральной прокуратуре вернуться к рассмотрению законности заключения соглашений от 2003, 2004 и 2009 годов в рамках уголовных дел, возбужденных по фактам коррупции и других нарушений, связанных с разработкой крупнейшего золоторудного месторождения. Об этом сообщил отдел информационной политики аппарата президента КР.

Что нового узнал Атамбаев об этом? То, что Акаев, его семья и его окружение кормились с «Кумтора»? Удивительное дело, то что было известно каждому кыргызстанцу, даже детям, до Атамбаева дошло только после прочтения письма Л.Хаменюка, президента «Кыргыз оперейтинг компани» и «Камеко Голд»? И это приходится в аккурат, когда Дастана Сарыгулова заподозрили в попытке силового свержения власти. (Его упоминает Хаменюк в своем письме на имя Генпрокурора КР, как одного из основных просителей по передаче денег для семьи Акаева).
Атамбаев еще при Бакиеве в 2005 году был назначен министром промышленности. «Кумтор» был у него на ладони, когда он мог начать разбирательство по Соглашениям. Именно тогда были возбуждены уголовные дела против Акаева и членов его семьи, когда их можно было допросить, привлечь к ответственности. Но Атамбаев хлопнул дверью, покинув кабинет министра. Премьера ему подавай. В 2007 году Бакиев соглашается предоставить ему эту должность, чтобы успокоить оппозицию. Потом Атамбаев скажет, что это Бакиев не дал ему возможности раскачать «Кумтор».
В 2010 году временщики клятвенно обещали разобраться с «Кумтором» вплоть до национализации. Но что-то все тянули, создавая разные комиссии. Вопрос о Кумторе журналисты задавали Атамбаеву при любом удобном случае. Он понимал, что отказаться от претензий к «Кумтору» не может, потому что это был один из лозунгов ВП, но при этом говорил и о пользе его работы: «Это 7 млрд поступлений как минимум, 3,2 тысячи работающих. Кроме того, около 800 предприятий обслуживают Кумтор. И это все граждане Кыргызстана. Кумтор должен работать».
Кумтор работал даже тогда, когда Государственная комиссия, изучавшая ситуацию вокруг Кумтора, в 2013 году передала следователям список с 27 именами бывших высокопоставленных лиц, которые должны были быть привлечены к ответственности за заключение незаконного соглашения с канадской стороной. Было возбуждено уголовное дело. Но все остались на свободе. Первый заместитель Генерального прокурора Темирбек Бекмаматов объяснял это тем, что по некоторым делам истек срок давности, и они были сокращены, кроме того, есть проблемы с задержанием этих лиц.

Какие проблемы? Акаевы преспокойно живут в Москве, Танаев работает в России. Атамбаев в год по нескольку раз встречается с Путиным. Вопрос задержания этих людей, проведения с ними следственных мероприятий решился бы одним щелчком руководства России. Но видимо не было политической воли. И тут он вновь поручает Генеральной прокуратуре вернуться к рассмотрению законности заключения этих соглашений. Если он теперь просит Генпрокуратуру вернуться к этому уголовному делу, значит была просьба приостановить его? Это как было с одним из фигурантов этого дела (министром финансов, подписывавшем соглашение 2003 года по созданию «Центерры Голд») Абильдаевым, когда его по этому делу в 2013 взяли под домашний арест, а потом по просьбе президента «Газпрома» гос-на Миллера отпустили?

И тут всплывает Дастан Сарыгулов, которого с одной стороны пытаются обвинить в подготовке свержения власти, а с другой стороны он упоминается в письме Хоменюка. Лично для меня Сарыгулов — враг. Он посадил меня в тюрьму за публикацию в газете Res Publica, которой я руководила. Это даже не была моя авторская статья. Но ничего личного, только бизнес, как говорят американцы. Поэтому я не могу не процитировать его признание еще в 2014 году в его интервью, размещенном на его сайте  sarygulov.kat.kg.

Корр.: … как может добыча золота стать убыточной?
С.Д.И.: Последние 15 лет воры-президенты, растащив и разворовав все, что осталось от СССР, нашли источник обогащения в хищении кредитов, грантов, в таможенной и налоговой службах, а в сфере экономики – в отраслях золотодобычи и торговле энергоресурсами (ГСМ, газ, электроэнергия).
Руководителями «Кыргызалтына» назначались люди послушные, выполнявшие все указания 7 этажа Белого дома, кто не прочь был и себе кое-что оставить от большого «золотого пирога», т.е. коррупционеры, жулики и воры.
Корр.: Говорят, что и сам Акаев просил не малую сумму. Это правда?
С.Д.И.: Его жена (привыкшая к тому времени править страной, назначать министров, губернаторов и др.) заставляла дать ей миллион долларов. (Без согласия мужа она не решилась бы на это, что вполне ясно и очевидно). Я ответил, что я всего лишь наемный работник, а золото принадлежит народу и я не смогу это сделать. Она сказала: «В таком случае это сделают другие».
Я ответил: «Пусть делают другие, но я не буду».
Вскоре после этого в июле 1999 г. Акаев подписал Указ о моем освобождении, сославшись на введение в «Кыргызалтыне» корпоративного управления.
Корр.: Но вы знали о создании «Центерры Голд», о том оно не отвечало интересам республики, но молчали об этом.
С.Д.И.: Я был освобожден от руководства «Кыргызалтыном» в июле 1999 г. «Центерра Голд» было создана в 2003 г. т.е. четыре года спустя после моего ухода. О деталях этого соглашения я узнал только 2013 г.
Корр.: И как оцениваете это соглашение?
С.Д.И.: Как преступное, явно и злостно направленное на подрыв экономики Кыргызстана в ущерб интересам его народа. По сути, это хищение лично Акаевым народных средств в особо крупных размерах. По законам СССР за это он был бы осужден к высшей мере – расстрелу.

А вот письмо Л.Хоменюка, экс-президента «Центерры Голд»:

6 июня 2016 года
Уважаемая
г-жа Джолдубаева:
В ответ на запрос вашего ведомства:
На протяжении всей моей работы в Кумтор Оперэйтинг Компани (КОК) и Корпорации Камеко Голд, периодически, несколько раз в год, мы получали запросы от руководства Государственного концерна «Кыргызалтын» (г-н Дастана Сарыгулова и г-н Камчыбека Кудайбергенова) и других государственных органов, включая Администрацию Президента и структур под руководством членов семьи Президента и других приближенных лиц, на всяческие финансовые взносы для различных целей, включая политические выборы, дополнительные (незапланированные) выплаты в Министерство финансов, поддержку различных областных и государственных фондов и т.д. Такие требования были иногда весьма значительными, более чем 200.000 долларов США за предоставленный месяц.
Г-н Дастан Сарыгулов и г-н Камчыбек Кудайбергенов всегда объясняли такие запросы тем, что они находились под давлением Администрации Президента. В соответствии с политикой Корпорации Камеко, такого рода требования рассматривались высшим руководством Корпорации Камеко и позже Советом директоров Корпорации Центерра Голд при консультациях с корпоративным юрисконсультантом. Кроме того, значительные платежи были одобрены Корпорацией Камеко и КОК для перечисления в международный благотворительный фонд Мээрим, находящийся под руководством М.Акаевой, жены экс-президента.
Между тем, в то время вопрос коррупционных схем в стране был очень серьезным, чем свидетельствовали отчеты различных международных организаций, включая Всемирный Банк. Довольно частыми были слухи о том, что Государственный концерн «Кыргызалтын» являлся одной из таких структур.
Несмотря на соблюдение всех технических требований антикоррупционного законодательства, КОК и Корпорация Камеко не смогли обеспечить законное использование или надлежащую документацию на все наличные денежные расчеты, которые были на законном основании произведены в Кыргызской Республике.
Естественно, различные взносы Корпорации Камеко и КОК для разных организаций в Кыргызской Республике были очень значительными. Компании постоянно подвергались различным требованиям, однако проект «Кумтор» продолжал работать без перебоев и по большому счету без чрезмерного давления со стороны кыргызских властей. Возможно, это частично является результатом того факта, что некоторые наличные средства, выплаченные Корпорацией Камеко и КОК на законном основании были использованы в Кыргызской Республике, включая Государственный концерн «Кыргызалтын», не по назначению.
Леонард Хоменюк.

Эти два признания отделяет два года. На основании письма Хоменюка 13 июня арестовывают Д.Сарыгулова.

А тут вдруг, при расследовании фактов коррупции в проекте «Кумтор», следствие столкнулось со значительным противодействием и угрозой безопасности фигурантов уголовного дела со стороны организаторов коррупционных схем — членов и приближенных семей Акаева и Бакиева, которые не заинтересованы в раскрытии и обнародовании коррупционных схем, их личных коммерческих интересов в проекте «Кумтор».

Следствие не исключает версию, что попытки дестабилизировать ситуацию в стране, предпринятые в марте и мае текущего года, связаны с активным расследованием властями Кыргызстана коррупционных схем в проекте «Кумтор». Это заявляет ГКНБ.

Проще говоря, Акаев и Бакиев наняли Сарыгулова, чтобы он сверг нынешнюю власть, которая намеревалась вскрыть коррупционные схемы в период их правления. Так получается, судя по замысловатому заявлению ГКНБ. Но Сарыгулов еще два года тому назад говорил о существовавшей при Акаеве коррупции в «Кумторе». Хоменюк это только подтверждает. Для чего тогда обыски производились в офисе «КОК»? Может свои следы подчищали? Неужели нынешняя власть за 6 лет ни разу не обратилась к «Центерре» с просьбой о спонсорской помощи? Даже фонд «Инициатива Розы Отунбаевой»?

А тут еще суд вынес решение против «Кумтор Голд Компани» по нарушениям экологических и технических норм на руднике. И обязал их выплатить государству 663,2 тысячи сомов по первому иску, по второму — 6,7 миллиарда сомов за нанесенный ущерб окружающей среде. Отдельно идет процесс по иску Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства о взыскании с канадцев еще 15,7 миллиарда сомов экологического ущерба, нанесенного «Кумтором» окружающей среде за 16 лет (1996-2011 годы).

А почему тогда Садыр Жапаров, депутат ЖК прошлого созыва находится в бегах? Ведь именно он поднимал вопросы экологии на Кумторе? Просто тогда это не было в повестке дня у президента, а теперь, когда совсем нет в казне денег, вспомнили кого еще можно подоить. Именно так расценивает иски госорганов по охране окружающей среды Кыргызстана «Кумтор Голд Компани». Они уже заявили, что по существу, это попытка ввести дополнительные сборы и платежи.
Мой коллега Адиль Турдукулов утверждает, что все это направлено в рамках зачистки политического поля из-за приближающихся президентских выборов и ухудшения социально-экономической ситуации в стране. «Сарыгулова подозревают в том, что он действовал в связке с семьей Акаева и Бакиева… ГКНБ, интересно, само в эти сказки верит? Сарыгулов ушел с Кумтора 17 лет назад в 1999 году. После этого он занимался только общественной работой и продвижением тенгрианства. Но в этом есть одно напоминание для самих властей, в отношении них уголовные дела могут быть возбуждены и через 10-20 лет. По надуманным или реальным причинам, в зависимости от политической конъюнктуры», — написал в соцсетях Адиль.

Замира СЫДЫКОВА.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.