Когда народ — товар

0
581

31 мая в Астане прошло заседание глав государств Евразийского экономического совета.  Естественно, самым оптимистичным был российский президент Путин. Самым критичным в оценке был президент Беларуси Лукашенко. А кыргызский президент Атамбаев высказался о ЕАЭС примерно так, как поется в песенке, перепетой Леонидом Утесовым: полно до сих пор проблем, это и «вопросы применения унифицированного железнодорожного тарифа, и ограничение ввоза кыргызстанского картофеля в Казахстан, ветеринарно-фитосанитарный контроль на кыргызско-казахстанской границе, транзит товаров по территории России», «а в остальном все хорошо, прекрасная маркиза». По Атамбаеву, самое главное, что положение наших кыргызов в России улучшается. И тогда я поняла, что является нашим товаром в ЕАЭС – это люди. Мы экспортируем рабочую силу. Их денежные переводы домой, в Кыргызстан составляют по данным Всемирного Банка 32 % от ВВП страны. И ничего не надо делать – ни президенту, ни правительству. Отправил свой народ трудиться в страны ЕАЭС, и отдыхай. Даже картошку не надо выращивать, все равно не принимают.

Тут кто-то в соцсетях возмущался, что вследствие вхождения страны в ЕАЭС, Кыргызстан ввел высокие таможенные ставки на импорт автомобилей из Европы, США и Японии. Если раньше в год в страну ввозились десятки тысяч автомашин и кыргызская таможня зарабатывала в среднем по 1 тысячи долларов США с одной машины, то теперь она получает ноль целых и ноль десятых от этих сборов. Также без заработка для своих семей остались десятки тысяч наших граждан для которых это был бизнес.

Но оказывается не только мы жалуемся на ЕАЭС. Казахстанский экономист Д.Кривошеев считает, что участие Казахстана в ЕАЭС привело к обесцениванию тенге. По мнению эксперта, Казахстан не добился тех целей, которые ставил перед собой при вступлении в ЕАЭС.

— То, что нам обещали, так и не случилось. Разговор о том, что мы получим 160-миллионный рынок, конечно, так и остался разговором. Во-вторых, произошел экспорт инфляции. Это то, что мы реально получили от евразийского экономического пространства. Я говорил с самого начала, что Россия находится в фазе политической и экономической нестабильности и там крайне высока вероятность девальвации. В результате мы получили инфляцию, у нас тоже произошла девальвация, мы потеряли огромные деньги для того, чтобы как-то нивелировать последствия, — говорит Денис Кривошеев.

По мнению эксперта, в ЕАЭС доминируют интересы России и это оборачивается сложностями для Казахстана, в том числе в политике.

— Мы постоянно находимся в состоянии выбора. Мы вынуждены выбирать ту или иную сторону: Россия или Турция, Россия или Египет, Россия или Украина. Постоянно должны выбирать, — сказал Денис Кривошеев.

Экономист Магбат Спанов тоже считает, что доминирование интересов России в ЕАЭС препятствует Казахстану в извлечении экономической выгоды.

— К сожалению, при принятии решений российская сторона не ставит в известность Казахстан. Есть несогласованность позиций. Некоторые персоналии предлагали даже ввести единую валюту, создать общий парламент. Они подходили к нам как к стране-колонии, я бы так сказал. К примеру, иногда совершенно безосновательно вводили ограничения на ввоз казахстанских товаров, не приводя никаких доводов. Вводя санкции, они должны были хотя бы проконсультироваться с нами. Можно сказать, что за этот период общий товарооборот сократился на 30 процентов. Особенно, это касается продукции машиностроения, горнодобывающей промышленности, — говорит Магбат Спанов.

Замира СЫДЫКОВА,
(по материалам СМИ).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.