Дело Азимжана Аскарова. Who is the next?

0
665

Опять виновата Конституция. Власти Кыргызстана решили в срочном порядке отправить Основной закон страны под нож. Поводом послужило обращение правозащитника Азимжана Аскарова, приговоренного к пожизненному заключению и находящемуся в ИК-47 в Комитет ООН по правам человека. Членом этой подведомственной структуры, кстати, является и «островок демократии». Комитет вынес заключение по делу Азимжана Аскарова и призвал Кыргызстан немедленно его освободить и снять все обвинения.

«Правозащитник Азимжан Аскаров, который в течение 10 лет сообщал о нарушениях прав человека со стороны милиции и тюремных властей в его родном городе Базар-Коргоне, арестован 15 июня 2010 года после вспышки этнического насилия на юге Кыргызстана. Его признали виновным в разжигании межнациональной розни, провоцировании беспорядков и соучастии в убийстве сотрудника милиции, который погиб во время этнического конфликта, и приговорили к пожизненному заключению», — говорится в официальном сообщении.

Отметим, что комитет ООН, состоит из 18 независимых международных экспертов по правам человека. Проанализировав все материалы по этому делу, они пришли к выводу, что «Аскаров самовольно задержан, содержался в нечеловеческих условиях, подвергался пыткам и жестокому обращению, а также лишен возможности надлежащим образом подготовить аргументы в свою защиту».

Как сообщает комитет, отношением к правозащитнику Кыргызстан нарушил несколько статей Международного пакта о гражданских и политических правах, участником которого он является.
По мнению комитета, Кыргызстан обязан освободить Азимжана Аскарова, при необходимости проведя новое судебное разбирательство по делу с «соблюдением принципов справедливого слушания, презумпции невиновности и других процессуальных гарантий».

Кыргызстан не исполнить заключение комитета не может. Наше государство подписало соответствующий пакт. Следовательно, Аскаров должен выйти на свободу. И это после громких заявлений на всех уровнях, что Аскаров чуть ли не «враг народа» и его место в тюрьме. Представители «верхушки» публично комментировали свое аутодафе в отношении США, когда Госдеп вручил осужденному Аскарову премию «Защитник прав человека». В ответ правительство КР демонстративно денонсировало соглашение с США от 1993 года. Напомню, КР единственная страна в Центральной Азии, с которой Америка имеет — точнее, имела — определенные договоренности.

Козел отпущения

Вернемся, однако, к решению комитета ООН. Верховный суд сразу отреагировал на него, заявив, что приговор в отношении Азимжана Аскарова будет пересмотрен. А вот советник президента Алмазбека Атамбаева, в прошлом глава спецслужб и секретарь Совета обороны, словом, чекист со стажем Бусурманкул Табалдиев записал открытое обращение, в котором заявил, что в созданном Аскаровым прецеденте виновата…Конституция. Это она, мол, угрожает национальной безопасности и подрывает устои государства. Господин Табалдиев пеняет на 41 статью главного юридического документа страны. По его мнению, в Конституции в целом заложены нормы, которые позволяют международным институтам и авторитетным державам навязывать свою волю.

Статья 41 Конституции КР:
1.Каждый имеет право на обращение в органы государственной власти, органы МСУ и к их должностным лицам, которые обязаны представить обоснованный ответ в установленный законом срок.
2. Каждый имеет право в соответствии с международными договорами обращаться в международные органы по правам человека за защитой нарушенных прав и свобод. В случае признания указанными органами нарушения прав и свобод человека КР принимает меры по их восстановлению и/или возмещению вреда.

В свою очередь, депутат от фракции «Бир Бол» Чолпон Джакупова, в прошлом глава Правовой клиники «Адилет», уверена, что нет необходимости менять Основной закон страны по тем причинам, на которые указывает Бусурманкул Табалдиев.

«Прихожу в шок от мысли, что статья 41 Конституции представляет угрозу для безопасности в стране. Сложилось такое ощущение, что если бы не было дела Азимжана Аскарова, то никто бы и не заметил этого, просто не обратил бы внимания. На самом деле многострадальная Конституция тут вообще ни при чем. Для юриста приведенные доводы — очень смешное обоснование. Да, подобная норма есть, но она привязана к другой норме той же Конституции, в которой говорится, что международные договоры являются составной частью правовой системы нашей страны. В этом смысле шестая статья главного юридического документа страны прописана у нас гораздо более мягко, чем конституции других стран», — сказала Чолпон Джакупова и приводит в пример редакцию Основного закона РФ, где указан приоритет международного права.

«Мы поменяем эту норму, но остается еще одна – шестая. Что мы должны делать с ней? Давайте выйдем тогда из системы ООН. Но Всеобщую декларацию прав у нас никто не отменял. Понимаете, нельзя из контекста вырывать текст и на основе этого что-то править, говорить, что Основной закон несовершенен и нуждается в доработке. Я сама далека от мысли, что наша Конституция идеальна. Но обоснование, которое было озвучено, с точки зрения права не выдерживает критики», — рассуждает Чолпон Джакупова.

И опять же по Основному закону следует, что «вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является КР, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы КР. Нормы международных договоров по правам человека имеют прямое действие и приоритет над нормами других международных договоров».

А ларчик просто открывался

Суета, возникшая в высших эшелонах власти спровоцированная обращением Азимжана Аскарова, и последующие за этим пляски на костях Конституции, вполне понятны. Аскаров создал прецедент и подал пример остальным политическим заключенным, в частности, фигурантам апрельского дела – бывшим высокопоставленным чиновникам и военнослужащим спецподразделений «Альфа» и «Арстан», включая их командиров, обвинения в отношении которых притянуты за уши, а следствие было приведено в нарушение всех норм УПК, как нужно отстаивать свои права.
На каком основании, к примеру, экс-руководителя аппарата президента Каныбека Жороева или бывшую главу Секретариата Оксану Малеваную приговорили к 10 годам лишения свободы с конфискацией имущества, если в их функциональные обязанности близко не входила координация работы силовых структур и уж тем более, дача приказа – стрелять на поражение по отнюдь не мирным демонстрантам? Почему осуждены экс-заместитель командира СГО Данияр Дунганов, командиры «Альфы» и «Арстана», если доказано и в подтверждении в суде защитой приводились результаты баллистической экспертизы, что пули, сразившие людей, прибывших на площадь кровавого 7 апреля 2010 года, были выпущены не из оружий бойцов вышеуказанных спецподразделений?

То есть, налицо чисто политическое дело и желание перевести стрелки на людей невиновных, дабы оправдать собственную несостоятельность и трусость.

Алена ШТОЛЬЦ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.