Историю кыргызов пишут турки?

0
658

В Бишкеке началась реконструкция Государственного исторического музея. В нарушение авторских прав на интеллектуальную собственность, власти КР поручили писать историю кыргызов турецкому агентству по сотрудничеству и развитию (TIKA).

Колышки вокруг исторического музея появились в конце марта. На все вопросы журналистов в мэрии Бишкека отвечали, что ко дню празднования независимости КР намечается масштабная реконструкция музея и прилегающей территории. В столичном муниципалитете поясняли, что заказчиком капремонта является Госстрой и за подробностями отправили туда.

Замдиректора Госагентства архитектуры, строительства и ЖКХ Чынгыз Кубатбеков пояснил Res Publica, что деньги на реконструкцию «выделили турки». Они же разработали проект и будут проводить все строительные работы. Он пояснил, что между правительством Турции и президентом Кыргызстана подписано соответствующее соглашение.

Между тем, стало известно, что реконструкция музея затеяна с подачи главы государства Алмазбека Атамбаева. И, несмотря на то, что заказчиком выступает Госстрой при правительстве КР, контроль осуществляется аппаратом президента. Неслучайно выбрано и турецкое агентство, договоренность с которым достигнута еще в 2014 году.

Разрешительную документацию и адаптацию проекта проводит кыргызская сторона, а финансовые средства и стройматериалы выделяет турецкая. Подрядчиком проекта выбрана компания «Карасан Иншаат». В Госстрое уверяют, что это местная строительная компания, хотя по названию очевидно, что не без турецкого участия.

Как пояснил замначальника управления по привлечению инвестиций Тимур Койчубаев, департамент жилищно-гражданского строительства при Госстрое 25 марта 2016 года подписано распоряжение правительства о реконструкции. «Кроме того, есть приказ Госстроя, где департамент определен заказчиком параллельного проектирования. Турецкий проект уже готов, но его необходимо адаптировать под наши нормы. В приказе Госстроя описано, что в установленном порядке необходимо провести адаптацию проекта реконструкции музея. Это нашему департаменту поручено», – пояснил чиновник.

Он отметил, что до сих пор не получены правоустанавливающие документы. «Органы архитектуры дают архитектурно-планировочные документы, на основании которых разрабатывается, утверждается и согласовывается рабочий проект. Зачем так рано огородили территорию? Это сделано согласно распоряжению правительства от 25 марта. Территория и музей будут закрыты до сентября 2017 года. На реконструкцию турецкая сторона выделяет $3-4 миллиона», – сообщил Койчубаев и отметил, что точную сумму никто не знает.

В Министерстве культуры подтвердили, что правоустанавливающие документы на реконструкцию музея еще не получены. «Но есть такое понятие, как параллельное проектирование, издается разрешение и одновременно проектируется и ведется реконструкция. Работы по получению разрешительных документов ведутся», – отметили в пресс-службе ведомства.

В Госстрое подчеркнули, что реконструкция ведется в два этапа: начата с благоустройства территории и ремонта фасада здания, замены облицовочного камня, гранитных плит и брусчатки вокруг музея. «В следующем году приступят к реконструкции внутреннего убранства музея. Тут уже будут привлечены наши архитекторы», – сказал Тимур Койчубаев.

По его словам, перед началом реконструкции проводилось совещание, где план, разработанный TIKA, согласован с авторами проекта – кыргызскими архитекторами времен Советского Союза. «Им предоставлено право в установленном порядке отобрать образцы плитки и предоставить турецкой стороне. Авторы проекта согласовали план реконструкции и отправили в TIKA. В протоколе совещания говорится «считать проект согласованным с авторами Асылбековым, Ибраевым, Керимкуловым», – рассказал Тимур Койчубаев.

Однако автор проекта Исторического музея (тогда музея им. В.И.Ленина), построенного в 1984 году, кыргызский архитектор Советбек Абышев отрицает, что реконструкция его детища согласована с ним. Ни о каком совещании с участием местных архитекторов он также не знает. По его словам, власти без учета мнения авторов проекта начали переделку музея.

Res Publica разыскала автора проекта, которого, как выяснилось, даже не привлекли в процесс реконструкции его детища. Советбек Абышев кыргызский советский архитектор, обладатель премий и званий. Но бахвалиться своими наградами он не любит. О человеке, говорит, надо судить по его работам, а не званиям и регалиям. Здания гимназии №70, Госагентства связи, дом в селе Орто-Сай и многие другие объекты – его работы, которые в свое время стали лучшими проектами СССР. Но самый главный его проект – Музей им. В.И.Ленина (ныне Исторический музей).

Он вспоминает, как в 1981 году выиграл конкурс по проектированию и строительству музея имени В.И.Ленина. «Это был целый комплекс вместе с прилегающей территорией и фонтанами. Конкурс объявили неожиданно в апреле 1981 года, срок определили максимально сжатый – 10 дней. Делали все в рабочее время (хотя конкурсные предусматривалось выполнять вне работы), потому что это был партийный заказ. На месте нынешнего музея и площади был целый квартал – здания МВД и КГБ – красивые классические объекты с колонами, памятники архитектуры, а также Дом кино. На месте нынешнего памятника Манасу стоял длинный пятиэтажный дом», – рассказывает Советбек Абышев.

На конкурс тогда было представлено 43 проекта, почти все архитекторы и историки приняли участие. «Здание нынешнего музея я увидел во сне. На третьи сутки. Если бы замысел родился позже, я бы физически не успел к сроку представить проект, ведь нужно было много чертить, макетировать. И тогда в соавторы был привлечен Мамат Сатыбалдиев, который внес свои коррективы в мой проект, но в целом все осталось именно таким, как мне приснилось. Музей стал нашим общим детищем. Но о том, что наша работа выдержит конкурс мы даже не думали», – говорит архитектор.

Уже после победы в конкурсе в соавторство к Абышеву и Сатыбалдиеву приписали еще около 15(!) человек. «Я молодой, думали, что не справлюсь. Так, авторами проекта стала целая группа. Спустя время внутри начались склоки и споры, было неприятно. Но так я закалялся. Среди соавторов значились также архитекторы Асылбеков, Иванов, Куделя, Анистратов… Но позже большая их часть уехала. Мы принимали участие на всех этапах строительства музея. Даже экспонаты помогал устанавливать. Не говоря уже о процессе возведения объекта, установки коммуникаций, отделки… Совместный труд очень закаляет. То, что молодые архитекторы проходят за 10 лет, я постиг за три года. Стройка музея стала для меня самой настоящей школой жизни», – отмечает архитектор.
Каждый бишкекчанин и гость столицы хоть раз, но бывал в Историческом музее, и наверняка заметил, что на входе перед его посетителями будто расстелен ала-кийиз (кыргызский национальный ковер). Это тоже задумка Абышева, против которой сопротивлялась в свое время вся советская интеллигенция. «Я посчитал, что это придает ощущение, что ты находишься на кыргызской земле. Хотя многие были против, что это музей Ленина, зачем ты сюда пихаешь колорит», – вспоминает Советбек Абышев.

Архитектор не отрицает, что музей давно нуждается в реконструкции. И в первую очередь необходимо привести в порядок экспозицию. «На входе посетителей все еще встречает Владимир Ильич. Музею давно требовалась, если не реконструкция, то капитальный ремонт, как минимум. Он по сути остался музеем Ленина. Все потолки расписаны в революционной тематике. Кыргызского практически нет. Все до сих пор боятся избавиться от советского прошлого. В Москве давно ликвидировали музей Ленина, а мы не решались даже экспонаты убрать», – отмечает Абышев.

В Минкультуры также подтверждают, что большая часть из хранящихся в музее 135 тысяч единиц уникальных экспонатов, не представлена в экспозиции и остается недоступной для посетителей. Артефакты хранятся в подвале, в сырости. Места выставлять их нет.
Смогут ли работники турецкой TIKA найти каждому правильное место? Это сложная совместная работа архитекторов, художников, историков. А без привлечения кыргызских специалистов такая работа невозможна.

Махинур Ниязова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.