Что будет с Конституцией?

0
577

В КР политологи не исключают что уже осенью страну сотрясет очередной референдум по очередному изменению Конституции страны. Своим мнением на этот счет поделился Равшан Жээнбеков.

— Итак, референдум неизбежен?

— Факты говорят сами за себя — в КР случились 2 революции, народ выгнал 2 президентов, на очереди третий. Проблема в том, что Атамбаев стал авторитарным руководителем. Пропрезидентская форма выгодна таким политикам как он, тем более в нашей ситуации с нашим менталитетом, традициями — все это увеличивает шанс стать авторитарным главой государства.

— Но ведь в Кыргызстане установился парламентаризм после принятия новой Конституции в 2010 году?

— Сегодня ошибочно говорят и пишут, что у нас по Конституции парламентско-президентская форма правления.  Фактически у нас система с сильными президентскими полномочиями. Да, действительно, экономический блок подчиняется премьеру, но силовой блок только президенту – ГКНБ, Совет обороны, Министерство обороны, Генпрокуратура, МВД. Ведь в чьем ведении силовой блок, там и сосредоточена власть, поэтому фактически КР стал президентской республикой.

— Кому выгодны изменения Конституции?

— Когда Атамбаев говорит об изменении Конституции, он, прежде всего, думает о личной безопасности. Его беспокоит тот вариант, что если к власти придет оппозиция, то его оппоненты начнут под него копать в его бытность на посту президента. В нашей стране это стало уже традицией. И чтобы обезопасить себя и свое имущество, Атамбаев внедряет парламентскую форму, чтобы следующий президент не монополизировал все ветви власти и не стал вскрывать все неблаговидные дела предыдущего главы КР.

— Чувствуется ли во всем этом российское влияние?

— Сейчас у Атамбаева две проблемы – он должен получить разрешение Кремля на установление в КР парламентской формы правления, вторая – заручиться поддержкой местной элиты, что будет непросто.

Последние высказывания Атамбаева говорят о том, что он опасается не получить согласия Москвы. Когда он говорит о грядуших изменениях Конституции, то не учитывает интересы РФ и поэтому он стал менее уверенно говорить о переходе к парламентаризму и больше стал апеллировать к кыргызской общественности.

— А как же за парламентаризм проголосовали на плебисците в пророссийской Армении?

— А вот с Арменией очень интересный, загадочный случай. Как смогла пророссийская Армения заручиться поддержкой Кремля на введение парламентаризма?! Непонятно! В Кыргызстане, если Атамбаев пойдет на укрепление своих полномочий конституционным путем, то получит сильное сопротивление общества. Так как у нас уже есть печальный опыт с сильными президентскими полномочиями. А если все же решится на усиление парламентаризма, то его могут поддержать.
Если даже президент меняет Конституцию в своих личных интересах, либо в целях своей безопасности, но все же обеспечит переход от президентской формы правления к парламентской, это будет на самом деле большим ценным наследием Атамбаева. Парламентаризм — это будущее Кыргызстана и тот президент, который обеспечит этот переход, останется в истории. Именно эта попытка его последний шанс остаться в истории.

P.S. А тем временем «все лидеры фракций против внесения изменений в Конституцию до 2020 года. Пока это на неформальном уровне. Также против внесения изменений политические силы вне Жогорку Кенеш», — сказал 26 апреля на пресс-конференции лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев. По его словам, сейчас никто в парламенте не работает над законопроектом о внесении изменений в Конституцию.

Напомним, в обращении к депутатам нового созыва 6 ноября 2015 года и на итоговой пресс-конференции в декабре 2015 года президент Алмазбек Атамбаев говорил о необходимости внесения изменений в действующую Конституцию.

Солто Темир.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.