Бэби-боксы стали главной темой этой недели в республике. Как сказал министр здравоохранения Талантбек Батыралиев, «бэби-боксы или, как их еще называют, контейнеры для приема подкидышей – вынужденная реальность для Кыргызстана».
«Такая вакханалия должна быть остановлена государственными мерами, установлением каких-то правовых норм и общественным неприятием, потому что невозможно смириться с тем, чтобы по причине сиюминутного отчаяния или недопонимания обрывалась новая жизнь. Под руководством Минздрава будут выпущены специальные информационные материалы для будущих мам, которые вдруг надумают усомниться в своем осознанном материнстве. И не такие это уж большие затраты, чтобы оборудовать при каждом родильном доме специальные ящики для приема нежеланных детей. И самое главное, чтобы не было давления, чтобы жизни и здоровью младенцев ничего не угрожало», — говорится в сообщении, распространенном Министерством здравоохранения.
Дискуссия вокруг инициативы разгорелась нешуточная, ведь выбирать приходится между жизнью ребенка и возможным ростом отказников. Итак, начнем с того, что такое бэби-бокс. Это специально оборудованное место для анонимного отказа от ребёнка и передачи его на попечительство государственным службам и органам. Обычно такие боксы располагаются при медицинских учреждениях или религиозных организациях. Главный критерий – это анонимность, то есть рядом с бэби-боксом не должно быть камер, только незакрытая со стороны улицы дверца, в которую кладут ребенка. Через 30 секунд после закрытия дверца блокируется и ее невозможно открыть снаружи, а на пульт дежурного подается сигнал или отправляет СМС-сообщение руководителю учреждения.
После этого ребенка забирают специалисты, проводят осмотр, сотрудники милиции и социальные работники оформляют подкидыша и начинается поиск усыновителей. До момента усыновления мать может забрать ребенка, о чем информируют плакаты, обычно вывешенные рядом с бэби-боксом. Конечно, забирают единицы. Но все-таки забирают. В России за три года работы приемников вернулись 16% мам. Может, потому еще, что не стыдно смотреть людям в глаза – все-таки оставила в тепле, под присмотром. А может, просто потому, что ребенок остался жив… Бросили бы в подворотне, точно не пришли.
Подобная инициатива уже озвучивалась в Кыргызстане в 2013 году. Тогда побоялись, что бэби-боксы спровоцируют массовый отказ от детей. В принципе, это опасение на глобальном уровне высказывал даже Комитет по правам детей ООН, когда в октябре 2012 года призвал власти европейских стран, где существуют бэби-боксы, как можно скорее ликвидировать “окна жизни”, а также выпустил обращение против расширения использования бэби-боксов. Заявление было мотивировано тем, что бэби-боксы продвигают идею оставления детей, ущемляют права детей и лишают малышей возможности узнать своих биологических родителей.
К слову, в том же 2012 году, когда ооновцы подняли данный вопрос, в Кыргызстане на улице нашли брошенными 139 младенцев. Одного из них мать пыталась утопить в туалете. Тогда это шокировало всю страну. За четыре года подобных случаев прибавилось. Мать, если так можно сказать, последнего спасенного из выгребной ямы малыша скоро предстанет перед судом по статье 28-100 (покушение на убийство матерью новорожденного) УК КР. По закону ей грозит до трех лет лишения свободы. Но это максимум, статья предусматривает и просто общественные работы.
Трупы младенцев в Кыргызстане находят в туалетах, мусорных баках, каналах, возле религиозных учреждений, на свалках и обочинах дорог. Словно пакеты с мусором выбрасывают беззащитные создания те, кто по природе, Богом данной, обязаны хранить жизнь. Нежелательные и обременительные, с ними проще покончить, задушив или бросив замерзать на улице. А еще, как это было в новостройке «Бабан-Тамаш» в 2012 году или пару недель назад в Таласской области, можно отдав на съедение собакам. Сказать, что подобное не укладывается в голове, значит, не сказать ничего. И разве соразмерно наказание в виде общественных работ или штрафа за подобное? Как заявила милиции 25-летняя жительница Таласской области, скормившая младенца алабаю, у нее не было средств содержать еще одного ребенка.
Да, любой, кто имеет дело с животными, знает, что самки порой убивают слабых детенышей или просто отказываются их кормить, чтобы спасти более полноценное потомство. Но человек скинул шкуру много тысячелетий назад, стал именовать разумным и даже летает в космос. А вот пользоваться противозачаточными средствами или сделать вовремя аборт, если не можешь вырастить, так и не научились? К слову, в Кыргызстане в государственном банке данных постоянно числятся порядка 200 человек, которые хотят стать родителями. Они годами ждут то самое счастье, которое кто-то может просто выбросить на свалку.
Потому-то и существуют «окна жизни», как еще называют бэби-боксы. Кстати, появились они вовсе не в последние годы, а еще в XII веке, когда Папа Иннокентий III приказал монтировать в стены монастырей «колеса подкидышей». Делалось это для того, чтобы не дать матери совершить грех еще худший, чем порок, — убийство.
Конечно, здесь необходимо уточнить, не все дети, которых оставляют в бэби-боксах, были спасены от смерти. Не все матери — убийцы. Более того, психологи считают, если человек решит убить, то его не остановит даже наличие такого бэби-бокса. Это доказали исследования в Германии, которая является пионером Европы в данном вопросе.
Но факт безответственности остается в любом случае. Есть в моменте отказа еще и боязнь позора. Что подумают родственники и знакомые, если узнают, что отказалась от собственного ребенка? Вот и приходится кому-то решиться бросить малыша в мусорный бак, а кому-то все-таки растить. Но если это ребенок от бросившего и ставшего ненавистным мужчины? Или еще хуже – последствия изнасилования? Далеко не каждая женщина сможет растить такого ребенка, не вымещая на нем свою злость. В социально уязвимых семьях многочисленных детей пытаются раскидать по родственникам. Обследование министерства труда и социального развития выявило в прошлом году более 50 тысяч таких детей мигрантов. И здесь еще большой вопрос, где лучше будет маленькому человечку – среди нелюбящих родственников или у беспристрастного государства. Если просмотреть статистику насилия и жестокого обращения с детьми даже за последний год, то отчетливо будет видно, что большинство из малышей были оставлены у родственников.
Вот уже 15 лет тема бэби-боксов обсуждается во всем мире. Начиная с 2000 года, «окна жизни» активно устанавливают в странах Европы, Канаде, Индии. За исключением тех стран, в которых установка запрещена законодательством. Например, в Японии или Великобритании. В обеих странах отказ от ребенка считается уголовным преступлением и карается пятью годами тюрьмы. Где-то «окна жизни» переданы в ведение неправительственных организаций. В США оставить ребенка можно в «тихих гаванях» — госпиталях или на пожарных станциях.
Но дискуссия не только не умолкает, а все больше набирает обороты. Потому что бэби-боксы нарушают право ребенка «знать своих родителей». И на это бьют противники данной инициативы. Также как и на тот факт, что обычно ребенка оставляет мать. А значит, отец автоматически лишен возможности растить своего ребенка. Или хотя бы права выбирать – быть с малышом или тоже отказаться. Кроме того, простота процедуры – анонимно положил и ушел, психологически облегчает выбор женщины. В то время как в родильном доме у врачей и психологов есть возможность провести с матерью беседу, рассказать о социальной защите государства.
Вот только есть еще право на жизнь. Оно есть у каждого ребенка. И оно намного важнее права знать мать, которая задумывалась об убийстве своего малыша, или отца, который не задумывался, отчего могут появиться дети.
Жеӊишбек кызы Дениза.