О вопиющих фактах хищения в Судебном департамента при Верховном суде КР стало известно Res Publica. Редакции стали доступны материалы, свидетельствующие о миллионных ущербах государству. В чьи карманы утекают деньги из госказны?
В декабре 2015 года СД при ВС КР объявил тендер на приобретение 38 автомобилей марки «Тойота Камри» на общую сумму 32 миллиона сомов. Была ли острая необходимость в приобретении машин – вопрос риторический. Запросы министерств и ведомств в последнее время перестали удивлять. Нередки случаи, когда их уличали и в весьма неординарных желаниях, как то Минфин, который не так давно объявил тендер на услуги парилки, бассейна и дайвинга. Только после критики в СМИ министерство отказалось от покупки и ответственный сотрудник получил выговор…
Между тем, в Судебном департаменте отменять многомиллионный тендер не стали. В конце декабря ведомство приобрело 18 машин. Каждая оформлена по 740-750 тысяч сомов (около $10 тысяч). Фактическая же стоимость «Тойота Камри» на тот момент на рынке составляла примерно $7-7,5 тысяч. Разница в цене – почти 4 миллиона сомов (по тогдашнему курсу доллара США около $54 тысяч).
Как выявила проверка, среди приобретенных иномарок были машина в аварийном состоянии. Следовательно, их стоимость была еще ниже, чем рыночная. К тому же, при покупке авто, завезенных в страну из Японии, в департаменте не удосужились потребовать у владельцев заключение экспертов об отсутствии заражения машин радиацией.
Как рассказал один из продавцов автомашин Таалай (в интересах следствия его данные не разглашаются), к нему обратился его знакомый, попросил помочь продать машину «Тойота Камри». «Мой приятель работает на автомойке. Он знает, что я занимаюсь перепродажей авто. Сказал, что к нему обратились клиенты, хотят срочно купить «Камри». Мы встретились, договорились о цене – $7,5 тысяч. Оформили гендоверенность на частное лицо, фамилию не помню, а он после без моего участия переоформил машину в ГРС», – пояснил молодой человек.
По его словам, он не знал, что продал машину представителю Судебного департамента и по какой цене ее позже оформили в документах.
В феврале 2016 года Счетная палата закончила аудит в СД при ВС КР, в ходе которого выявлено множество нарушений использования бюджетных, специальных и депозитных средств. В частности в отчете СП говорилось, что при лимите в 1920 литров ГСМ для одной машины (госномер 17 KG), сверхнормы выписано еще 502,5 литров топлива на сумму 18,9 тысяч сомов. Кроме того, на лицевом счете «Топливо» на другую автомашину (госномер 1602 ВА) числились несписанными 2 тысячи 375 литров ГСМ на сумму 100,4 тысячи сомов, но в наличии их не оказалось. В бухгалтерии отсутствовали ежемесячные материальные отчеты водителя, а также контроль со стороны ответственного лица, контролирующего путевые листы, лимиты и расходы бензина.
Аудиторы СП пришли к выводу, что в СД учет автотранспортных средств налажен не на должном уровне, отсутствуют карточки учета на каждое авто, не ведется контроль за расходом ГСМ и запчастей.
Всего, по данным Счетной палаты, на балансе департамента числится 24 машины стоимостью 8 миллионов 522 тысячи 600 сомов, из них рабочие только 21 авто.
При этом, СП выявила еще один факт – компьютеры и кресла к ним, которые приобретены по завышенным ценам. Тендер проведен в 2011 году. Тогда на покупку компьютеров выделено $700 за единицу, а фактически, как выяснило МВД, техника приобретена по $300 за комплект. Кресла стоимостью 4 тысячи сомов, в департаменте оформили по 18 тысяч каждое.
Сообщается также о дебиторской и кредиторской задолженности, которая на январь 2015 года составляла почти 65 миллионов сомов.
В 2014 году СД, в нарушение процедур, приобрел холодильники и микроволновки за наличные деньги на рынке «Джунхай» за 1 миллион сомов. Строительные и ремонтные работы руководство департамента также проводит «из одного источника», каждый раз прибегая к услугам одной и той же компании, но оформляя ее по документам под разными названиями. При этом на местах судьи и работники жалуются на некачественный ремонт. По факту завышения объемов работ возбуждены уголовные дела в отношении областных структур СД при ВС КР. Однако они тут же прекращаются или приостанавливаются.
Работники СД, а также судов в регионах не раз обращались в АКС и МВД. Но реакции не последовало. Они уже даже не знают к кому обращаться. Разбазаривание бюджетных средств происходит в период, когда государство находится в тяжелом экономическом положении. Или на коррупционные схемы в Судебном департаменте кто-то специально закрывает глаза?
Махинур НИЯЗОВА.