— Деньги вперёд, — заявил монтёр, — утром — деньги, вечером — стулья или вечером — деньги, а на другой день утром — стулья.
— А может быть, сегодня — стулья, а завтра — деньги? — пытал Остап.
Вам никогда не казалось, что Кыргызстан довольно часто выступает в роли Остапа, наблюдая, как наши государственные мужи играют в детскую игру со стульями? Ну, помните, еще в детском саду было – играет музыка и все ходят вокруг стульев, которых на один меньше присутствующих детей? Потом музыка замолкает и нужно сесть на стульчик, кому не хватило, выбывает из игры. Самое чудесное, что в нашей стране в этой игре всегда побеждает дружба, потому как стульев хватает на всех. Точнее, на всех нужных. И только народ, пародируя Остапа, пытается докричаться: «Раз есть стулья, может, завтра и деньги будут? Для нас, для народа? Или перемены?».
Креслом месяца стал Кыргызско-Российский фонд развития, возглавить который доверили экс-мэру города Бишкек Кубанычбеку Кулматову.
Данный фонд был создан почти два года назад в рамках Соглашения о развитии экономического сотрудничества в условиях евразийской экономической интеграции с уставным капиталом в 1 млрд. долларов. Эти деньги планировалось пустить на самоокупаемые проекты в приоритетных секторах экономики Кыргызстана, в том числе в сферах агропромышленного комплекса, швейной, текстильной и обрабатывающей промышленности. Первые 100 млн. долларов поступили к концу 2014 года. А заняла кресло председателя правления только что освобожденная от должности заместителя главы аппарата президента Нурсулу Ахметова.
Вроде бы все хорошо, фонд создали, правление сформировали, деньги получили, даже сайт сделали. Но на февраль нынешнего года было одобрено всего 113 кредитов для предприятий на общую сумму 1 млрд. 206 млн. сомов. По мнению президента Алмазбека Атамбаева, на данное время выдать должны были намного больше. «На кредиты бизнесменам мы должны отдать, если не все полмиллиарда, то 300-400 миллионов долларов, тогда мы получим рывок в экономике”, — сказал Атамбаев.
— А с какой целью взимается плата?
— С целью капитального ремонта Провала, — чтобы… не слишком… проваливался!
Так что назначение Кубанычбека Кулматова связывают с увеличением в разы количества кредитов бизнесменам.
Правда, у Бишкека в отношении экс-мэра Бишкека тоже были надежды. Потребность в кризис-менеджере в столице возрастает год от года, но пока красивыми остаются лишь предвыборные программы, которые заслушивают депутаты Бишкекского городского кенеша. Структуры, к слову, для большинства горожан эфемерной, осязаемой большей частью в виде очередного увеличения платы за проезд, повышения тарифов или в виде выборов мэра. Увещевания горожан, мол, может, мы сами попробуем избрать, давно уже потонули между слоями атмосферы, отделяющими народ от их избранников.
«Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть. Пешеходы создали мир».
«Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретён пешеходами. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов».
Если бы авторы «Золотого теленка» заменили пешеходов и автомобилистов на избирателей и депутатов, то получили бы нашу действительность.
Хотя начиналось вроде неплохо. Кто-то даже поверил, что начнется борьба с незаконными постройками в парковых зонах и коррупцией, на дорогах появится качественная разметка, канет в Лету ямочный ремонт, решится проблема мусора и освещения. Причем, последние задачи Кубанычбек Кулматов планировал решить в течение двух месяцев после назначения. А еще была дана надежда, что будет остановлено превращение Бишкека «в большую деревню». Насколько сказки стали былью, каждый судит для себя.
И вообще. Войну с мусором, дорогами и освещением в столице еще никто не выигрывал. Хотя даже гоголевский городничий знал рецепт: «Пусть каждый возьмёт в руки по улице… чёрт возьми, по улице — по метле! И вымели бы всю улицу, что идет к трактиру, и вымели бы чисто!».
Может потому, вспомнить, кто из мэров что сделал для Бишкека, сейчас смогут единицы. Кстати, а кто вообще помнит, всех бишкекских сидельцев? В смысле сидевших в кресле мэра. Хотя многие успели испытать и другие стулья. Вообще, кресло мэра Бишкека частенько напоминает прокрустово ложе – или в премьеры, или в тюрьму.
Итак, возглавлял еще горисполком, а потом и первым столицу независимого Кыргызстана Акматбек Нанаев, экономист по профессии. После этого он до конца жизни был послом независимого Кыргызстана в Москве, где и скончался в 2000 году. За ним пришел генерал-майор милиции Абдыбек Суталинов, о котором также мало кто помнит сегодня. Нет уже и Омурбека Абакирова, возглавлявшего столицу в 1992-93 гг. Об этом бывшем градоначальнике напоминает только улица, названная в его честь.
Джумабек Ибраимов был мэром Бишкека в 1993-1995 годах, в конце 1998 года его назначили премьер-министром, но уже через пять месяцев он скончался от рака желудка. С тех пор многое изменилось, но запомнился он тем, что не только сам не ездил, но и своим подчиненным запретил ездить на иномарках.
За ним пришел Борис Силаев. После мэрства он побывал первым вице-премьером и даже и.о. премьер-министра. Ныне живет в Москве и возглавляет общественную организацию «Общество дружбы с Киргизией».
Феликс Кулов занял кресло мэра после должности министра национальной безопасности. Его последующие политические деяния известны большинству намного больше работы в роли мэра. Тем более что и просидел в муниципалитете Феликс Кулов всего год, после чего подал в отставку, опубликовав открытое письмо Акаеву. Еще через два года был арестован по обвинению в подстрекательстве и пособничестве должностным преступлениям, служебном подлоге и злоупотреблении должностным положением. Был оправдательный приговор, снова суд и осуждение в совокупности на 10 лет, выход из тюрьмы в 2005 году и дальше полет вплоть до нынешних выборов.
Следующим мэром стал Медетбек Керимкулов. Инженер-строитель по образованию он был рекомендован в кресло мэра Аскаром Акаевым, побывав до этого первым вице-мэром и и.о. градоначальника. Кстати, в программной речи Медетбека Керимкулова были указаны расширение сети муниципальных аптек и магазинов, поддержка малого и среднего бизнеса и преодоление бедности. Из кресла мэра, в котором просидел значительно дольше многих – с 1999 по 2005 гг., Керимкулов ушел в вице-премьер-министры. Позже был министром промышленности, торговли и туризма, а три года назад возглавил Ассоциацию нефтетрейдеров.
Аскара Салымбекова знает каждый в Кыргызстане. Но для большинства его имя все-таким ассоциируется с «Дордоем», первыми строчками рейтинга олигархов Кыргызстана, депутатством, но никак не с благоустройством столицы. Хотя у него также как у предшественников и последующих мэров был Генеральный план, желание построить муниципальные многоэтажки и очистить город.
Арстанбек Ногоев за свои два года в кресле мэра запомнился разве что заботой об экологии, когда предложил сократить количество старых, коптящих автомобилей. Еще при нем в Бишкеке впервые появились горшки с цветами и китайские автобусы. Наверное, успехи в цветоводстве и сподвигли руководство страны доверить ему министерство сельского хозяйства. После этого Ногоев был обвинен в незаконной приватизации ипподрома в Чолпон-Ате (цена вопроса – 8 миллионов сомов). Он покинул Кыргызстан и продолжил государственную карьеру в России, где стал заместителем председателя правительства Пензенской области, курирующим инвестиционные проекты. Правда, проработал порядка полутора лет, потом в той же области, по данным некоторых СМИ, стал заместителем главы городского муниципалитета. Потом проявился уже в Московской области.
Следом за ним Бишкек возглавил Данияр Усенов, но поруководил столицей меньше года (октябрь 2007 – июль 2008) и был назначен председателем правления Фонда развития, оттуда ушел в руководители администрации президента, потом должность премьер-министра и… в бега. Потому как был осужден в Кыргызстане в 2013 году на 15 лет. А бишкекчанам он запомнился обещанием разгрузить Ошский рынок, побороть стихийную торговлю и поднять минимальную зарплату по Бишкеку до 100 долларов. Еще было обещано завозить каждый месяц по 20 автобусов, сделать Бишкек самым зеленым городом Центральной Азии. На деле же были разве что подняты тарифы за вывоз мусора.
Следом в 2008 году пришел Нариман Тюлеев и руководил городской мэрией до 2010 года. В том же году был осужден на 11 лет с конфискацией имущества за злоупотребления. А именно за покупку китайских автобусов по якобы завышенной цене. Суд свое слово сказал, экс-мэр с ним не согласился. В любом случае с его именем в Бишкеке связывают видимую победу в борьбе с мусором и преображение площади Ала-Тоо, которую украсили фонтаны и скамейки.
Иса Омуркулов стал мэром в 2011 году, а в 2013 после заведения уголовного дела по подозрению в незаконном утверждении границ парка Победы, снял с себя полномочия. Ныне обвинения сняты, а экс-мэр стал депутатом парламента. «Известность» же ему принесли цветочные горшки, украшавшие столицу в течение двух лет.
И возвращаясь к мэру №13. Кубанычбек Кулматов, отчитываясь о своем периоде управления Бишкеком, отметил, что искоренил, по его словам, коррупцию в «Тазалыке», отменил плату за парковку на муниципальных стоянках и… ах, да новогодняя елка в этом году не упала и действительно была красивой и современной.
Вот пришел 14-й мэр — Албек Ибраимов. Кстати, новый мэр пришел с руками не пустыми, но обещаниями полными. Например, нас ждут специальные дорожки для велосипедистов. Почему-то вспомнились установленные и пустующие знаки велостоянок, установленных по Бишкеку. Особенно, «радует» велосипедик возле министерства экономики, теряющийся на фоне иномарок. А еще очень захотелось хоть в обещаниях получить тротуары, специально сделанные для пешеходов, чтобы без ям, колдобин, непроходимых луж после дождя и со съездами для инвалидных и детских колясок. Пока же были обещаны трасса автогонщинкам, многоуровневые парковки, новые троллейбусы и новые автобусы.
Все это, конечно, хорошо, но почему-то ни один из 13 мэров пока не смог хоть немного придать Бишкеку облик современной столицы. Любого приезжего встречают горы мусора, темень по ночам, пыль, разбитые дороги, вырубленные деревья, засохшие газоны (это в стране, владеющей водными ресурсами) и полное отсутствие архитектурного ансамбля. Еще имеется полное отсутствие культурно-исторических мест, которые можно показать иностранцу. Ну, про семечки и заплеванные тротуары уже давно говорить устали.
Может поэтому и перестали соотноситься надежды на перемены и занятые стулья-кресла? Хотя порой, нет-нет, но хочется спросить, как все тот же Городничий в «Ревизоре»: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?». Должен же найтись для бишкекского стула настоящий хозяин.
Жеӊишбек кызы Дениза.