Образ агрессивного, неграмотного и архаичного местного населения, которое, не понимая своей выгоды, выгоняет из страны инвесторов, давно стал своеобразной «визитной карточкой» Кыргызстана. Чего только стоит история с «Кумтором», тянущаяся не один год и окутанная теориями заговоров всех против вся. Или история нефтеперерабатывающего завода «Джунда», который начал свою работу с митингов, экологических исков и т.д.
Кто-то трактует подобную ситуацию попытками развивающегося государства противостоять транснациональным компаниям, кто-то говорит – об уровне коррупционности. Главное, что не только за пределами, но и в нашем мышлении сформировался определенный негативный имидж части населения, которое живет в зонах разработки полезных ископаемых. Вот только при освещении столкновения кыргызстанцев с очередным инвестором, чаще всего игнорируется, почему вообще был накоплен конфликтный потенциал. В СМИ и на государственном уровне фиксируется и демонстрируется «картинка» уже последствий конфликта. Но с самими причинами, порождающими конфликт, мало кто разбирается, особенно на его активной (радикальной) стадии. А ведь от умения построить мирный, конструктивный диалог зависит развитие инвестиционной сферы и формирование имиджа государства.
Итак, Кыргызстан, как мы знаем еще из курса школьной географии, богат полезными ископаемыми, включая такие редкие металлы как тантал, используемый в аэрокосмической отрасли, или ниобий, примененный в изготовлении большого адронного коллайдера. Значительные запасы различных полезных ископаемых, расположенные на территории Кыргызстана, в состоянии обеспечить развитие горно-металлургического, топливно-энергетического комплексов, зависящих от них производств и решать многие сложные проблемы социального характера, внося определенный вклад в экономику страны.
Отдельные специалисты оценивают минерально-сырьевые запасы республики в 30 триллионов долларов. Хотя Ассоциация горнопромышленников и геологов КР насчитала порядка 80 триллионов долларов не в пример члену Кыргызской горной ассоциации Валентину Богдецкому с его 12 миллиардами долларов. Но делить шкуру неубитого медведя, то бишь считать миллиарды-триллионы, во все времена считалось делом неблагодарным, потому как нашего «медведя» еще даже разбудить никому не удалось.
По данным министерства экономики, ежегодно в горнорудную отрасль вкладывается 2-2,5 миллиарда долларов инвестиций. То есть, за 25 лет независимости инвесторы принесли в страну 50-60 миллиардов долларов. Вот только незадача – развить отрасль освоения природных ресурсов с помощью инвестиций так и не удалось. Более трети инвесторов даже не смогли сохранить свои вложения. И причиной называются возникающие конфликты с местным сообществом.
Но у каждой медали есть две стороны. Второй посвящено исследование политолога Эльмиры Ногойбаевой «Золото Баткена» о социокультурных аспектах взаимодействия местных сообществ и инвесторов в Кыргызстане. За основу взяты отношения с инвесторами двух богатых природными ресурсами айыл окмоту – АО «Катран» и АО «Майдан», которые расположены в Баткенской области. Только на территории АО «Майдан» были обнаружены: золото, нефть, газ, вольфрамовые руды, уголь и т.д. И эти же айыл окмоту отметились конфликтами с инвесторами: АО «Катран» в 2012 году, АО «Майдан» в 2013 году.
Большинство подобных конфликтов в Кыргызстане происходит именно на локальном уровне с жителями территорий, на которых разрабатывается тот или иной проект. Чаще всего ситуацию описывает «пострадавшая сторона» — инвестор, либо государственные чиновники, выражающие недовольство ситуацией в инвестиционной сфере. То есть те стороны, у которых есть больший доступ к СМИ. Государственные чиновники, в случае неэффективности инвестиционного проекта, чаще всего ссылаются на местные сообщества. Инвестор, как пострадавшая сторона, также чаще считает, что проблема кроится именно в местных сообществах. Таким образом, ситуация часто уже заблаговременно обозначается в конфликте как проблемная, а инициаторами представляются местные жители.
Именно местных жителей в СМИ выставляют, как агрессивных, неграмотных, архаичных, непонимающих выгоду, иррациональных и т.д. Часто во главу угла ставятся «третьи силы». К примеру, Владимир Смирнов, председатель правления ОАО «Алаурум», подрядчик месторождения «Апрельское», так описал происходящее: «…в толпе недовольных я видел человек десять бородатых и в характерной одежде, это были исламисты. Возможно, и они хотят осложнить обстановку».
Архаичность нашего общества действительно имеет место. По словам доктора исторических наук Зайнидина Курманова, «кыргызское село — это сообщество родственников, где сложилась традиционная иерархия, есть старейшины, вожди рода. Для успеха предприятия нужно просто заручиться их благословением, получить бата в проведении ритуалов, ставших традиционными, с надеванием калпаков, чапанов, совместной трапезой». Курманов отметил, что для кыргыза бата сродни клятве, и отказаться от нее считается аморальным.
Но может мы имеем дало не с архаичностью, а с элементарным требованием любого цивилизованного общества – уважением. Ведь мы не считаем архаичным требование носить платок в Иране или не жевать жевательную резинку в метро в Арабских Эмиратах, когда едем туда отдыхать. Так, почему кыргызстанцы не могут предложить инвестору некое комплексное требование? Получить социальную лицензию в виде бата, экологическую лицензию – ыйык жер, экономическую лицензию – тиричилик для обеспечения занятости населения и коммуникационную лицензию – тунуктук иш. Последняя включает в себя не только прозрачность (честность) в работе, но также информирование населения о происходящем и постоянный диалог.
С другой стороны, исследование Эльмиры Ногойбаевой показывает, что люди в самых отдаленных районах Кыргызстана, благодаря информационным технологиям, в том числе собственным коммуникациям, имеют отчетливую картину не только о перспективах возможных проектов, но и глобальное видение задачи. Кому, как ни нам, знать, что наше общество привыкло быть в курсе всех мировых новостей. И не важно, где ты живешь – в Бишкеке или Карымшаке, но у каждого есть свое мнение о политике Обамы или Путина. Да еще парочка советов, как обустроить мир, Марс и в целом Вселенную.
А местные аксакалы тем более знают, как лучше обустроить свою родную землю. И дело здесь не в наличии высшего экологического образования, а в коллективной памяти об освоении природных ресурсов на их территории в советское время. Свежо «предание», что Кыргызстан, и в частности Баткенская область, были частью большой программы СССР по добыче полезных ископаемых. Тогда государство диктовало нормы выработки, и основным требованием в процессе освоения и добычи земельных ресурсов была потребность индустриализации советского государства. Вот и отражаются те, советские, «на-гора» в людской памяти.
Новейшее время в истории Кыргызстана, период трансформации уже в независимое государство с последствиями в социально-политической и экономической деятельности так же сыграли немаловажную роль в восприятии процессов освоения земельных ресурсов. Экономические потрясения, распад инфраструктуры, новые вызовы, связанные с оформлением государственных границ, перераспределением воды и земли, внутренней и внешней миграцией отразились на восприятии людей, в их осознании себя, «исконности» своих территорий со всеми хранящимися в них ресурсами. Новые «правила игры» в государственном управлении, новый статус местного управления и самих местных сообществ так же дал серьезный толчок общественному осмыслению процессов, связанных с освоением территорий.
Как сказал один из молодежных активистов Кадамжайского района Баткенской области, «мы не какие-нибудь аборигены. Мы граждане демократического правового государства. Это наша земля и мы имеем права ею распоряжаться. Но мы издревле гостеприимный и открытый народ. С нами нужно разговаривать и дружить».
А вот разговаривать-то и не получается. Причем, в первую очередь, у властей Кыргызстана. Возьмем в пример айыл окмоту «Майдан» Кадамжайского района Баткенской области. По словам местных жителей, до активных протестных акций жители сельской управы 36 раз обращались в различные инстанции относительно инвестиционного проекта по разработке месторождения золота на территории их айыл окмоту. Только после того как не последовало реакции со стороны местных и государственных органов и инвестора, когда они по существу «были не услышаны», местные жители вынуждены были перейти к радикальным протестным действиям.
Но этот момент стучания во все двери отражения в СМИ практически не нашел. В результате появился образ жителей с перекрытием дорог, погромами и, главное, с демонстрацией категорической непримиримости к инвестору.
Одновременно в Кыргызстане понятие «инвестор» было подменено понятием «донор». В итоге, бизнесмен искренне не понимающий, почему он должен из своего частного бизнеса обеспечивать нужды местной территории, получает негативный ярлык «пришлого капиталиста», наживающегося за счет народных богатств Кыргызстана.
Этому способствует и пассивность государства, которое отстранилось от роли арбитра и ответственности за обеспечение местного сообщества соответствующей времени инфраструктурой, рабочими местами и качественными социальными услугами. В результате местное население переключается на инвестора. Подобное мировоззрение, в первую очередь, государства, уже породило тенденции социального иждивенчества, которое поддерживается значительным количеством гуманитарных проектов в разных областях, спонсируемых международными организациями, часто безвозмездно.
А все вкупе стало тормозом на пути развития как самих местных сообществ, так и горнорудной отрасли. И в конечном итоге – нашего государства. Как решить эту проблему? Для этого все стороны должны начать долгий, но очень нужный диалог, распределить свои функции и обязанности и добросовестно их выполнять. Это и станет первым шагом к формированию нового имиджа нашей страны – привлекательной для инвестиций и социально ответственной для кыргызстанцев.
Жеӊишбек кызы Дениза.