И вот он наступает – тот единственный день в году, когда каждый мужчина вспоминает, что рядом есть женщина. Государственные мужи произносят с трибун высокопарные слова, коллегиальные – поднимают тосты на корпоративах и застольях. Просто мужи тащат в дом все цветуще-пахнущее (исходя из возможностей кошелька), а кто-то еще и с таким «трудом» придуманные подарки в виде цепочек-кулончиков-сережек.
Самые любимые и сладкие мужчинки рисуют, клеят, лепят, выводят карандашами «Мама». Ну, или вытаскивают накопленные со сдачи пятачки и с важным видом прохаживаются перед киосками и лотками.
Главный день в году наступает! И просьба не путать с Новым годом, когда три дня готовишь, три дня убираешь и за ночь набираешь полкило. Это наш день, когда в каждой теплится надежда получить в постель чашечку кофе или к приготовленному самой ужину тортик.
Ну и, конечно, некоторым предстоит «порадоваться» кастрюлям-сковородкам-чеснокодавкам. Мужская фантазия, подкрепленная заботами о завтрашнем, уже не женском дне, безгранична. Наверное, в напоминание о нью-йоркском марше пустых кастрюль, который положил начало Международному женскому дню 8 Марта. Правда, сегодня историки ставят этот факт под сомнение, потому как день был воскресным, да и никаких репрессий не последовало. А должно было.
Кстати, на территории имперской России, в состав которой входили и мы в начале ХХ века, в 1917 году именно 8 Марта женщины Петрограда вышли на улицы со своими требованиями. К ним присоединились рабочие, а закончилось все Февральской революцией и смещением царской династии. Да-да, в марте, потому как существует разница между григорианским и юлианским календарями. Мужчины, имейте в виду, потом была Октябрьская революция, но началось все именно 8 Марта с недовольных женщин.
И хотя сегодня этот праздник все больше ассоциируется с романтикой, в истоках лежат феминистические идеи и борьба женщин за свои права. В частности, за равенство и справедливость, в первую очередь, при оплате труда.
Забавно, но спустя почти 160 лет после исторического марша американских текстильщиц и 105 лет со дня первого празднования 8 Марта, есть вещи, которые практически не изменились.
Возьмем для примера Кыргызстан. Заработная плата женщин по стране на четверть ниже, чем у мужчин. Из почти 18 тыс. госслужащих женщин насчитывается порядка семи тысяч. Даже в Жогорку Кенеше немного не дотянули до положенных по закону 25 человек или 30% (всего заседает 23 женщины-депутата). На все правительство три женщины (при 16 мужчинах). В малом и среднем бизнесе мужчин работает вдвое больше, чем женщин. А в крупном бизнесе – женщин-сотрудниц всего треть от общего состава. Хотя, как это ни парадоксально бедных мужчин на 1,8% больше, чем женщин.
К слову, есть такое понятие «экономическое насилие», которое большинству явно навеет ассоциации с чиновниками или депутатами. На самом деле это означает «контроль над финансовыми и прочими ресурсами семьи, выделение жертве денег на «содержание», вымогательство, принуждение к вымогательству». Знакомо, девочки? Правильно. В наших семьях бюджетом традиционно распоряжаются жены. Есть, конечно, жертвы экономического насилия и среди женщин. Чаще всего это выражается в том, что жена не может уйти от супруга, не имея своего жилья и возможности прокормить себя и ребенка. От того и вынуждена терпеть тиранию или побои. Но все-таки, согласно исследованию Общественного объединения “Innovation Solutions”, в Кыргызстане 45% мужчин не могут самостоятельно распоряжаться заработанными деньгами, отдавая заработок целиком или частично.
Так что в какой-то степени феминизм у нас все-таки наступил, когда женщины, сами не осознавая своего новаторства, тянут всю семью, вкалывая на тех же базарах. За примером далеко ходить не надо. Возле моего дома каждое утро женщина средних лет из близлежащего села каждое утро продает молоко. Она привозит три сумки с бидонами (заметьте, три, а рук всего две!) из соседнего села к семи-половине восьмого. Это во сколько нужно встать, что успеть подоить, сходить к соседям (часть молока она покупает), дотащить сумки по 10-12 кг до остановки, втащить в маршрутку и вовремя приехать на наработанное место? Думаю, каждый с ходу вспомнит немалое количество таких женщин, которые сидят в киосках или с самодельными прилавками на улице в жару и холод, растят детей, ведут дом-хозяйство. А порой еще терпят побои от мужей за «недостаточное старание».
Самое примечательное, что сами женщины в Кыргызстане, в стране, которая отличилась женщинами-лидерами как в прошлом, так и в недавней истории, считают, что муж/мужчина может их бить! Опущу на какое-то время факт, который просто не укладывается в голове, как защитник жены и детей, может бить-унижать «подзащитных». Но для почти 25% мужчин и 16,6% женщин, согласно все тому же исследованию гражданского сектора, нормально получить затрещину, «если мужу не подчинилась». Еще 15,1% мужчин и 9% женщин воспринимают адекватно битье «за плохое выполнение женой своих обязанностей». И за отказ в сексе ударят 7,8% мужчин, а 3,1% жен с ними в этом согласятся.
В психологии подобное подчинение называется жертвенностью, которая, кстати, формируется, когда девочка растет в подобных конфликтных отношениях. И видит пример матери, бабушки, родственниц, живущих по принципу «Я терпела и ты терпи».
А еще есть в нашем обществе устоявшийся стереотип: «Женщина должна быть слабой». Думаю, товарищ Цеткин каждый раз в гробу переворачивается, видя, как все ее старания разбудить женщин, сегодня вернулись на круги своя. Нет-нет, сильная не означает тягать 20-килограммовые сумки или самостоятельно делать в доме ремонт, чем у нас прекрасный пол чаще всего и занимается. Сильный – это человек, который может самостоятельно принимать решение и не упасть без опоры.
Культивируя слабую женщину, общество изначально ставит ее в зависимость от мужчины, создает неспособной прожить вне его, сформироваться как личность самостоятельно. Это пагубно еще и для женщины – не дай бог бросит, мне будет негде жить и не на что. Потому и вынуждены терпеть.
По данным Human Rights, в нашей стране ежегодно 28% женщин и девочек подвергается семейному насилию. Наш Статкомитет говорит о 2 555 только зарегистрированных фактов за прошлый год. То есть, каждые три часа в стране регистрируют насилие над чьей-то матерью или сестрой. А если брать данные зарубежной правозащитной организации, то получится, что насилие происходит каждые 15 минут.
Да и мужчинам нужно отказаться от слабой женщины, иначе из человека, который решает и должен решать проблемы, он превратится в некоего донора, спасителя от несамостоятельности.
И вообще, в формате страны Кыргызстан давно уже должен официально признать феминизм национальной идеологией. Что касается женщин, то их жизнь может стать намного проще. Не нужно будет расти в страхе, а вдруг меня украдет совершенно незнакомый человек и я не смогу открыть лекарство от свиного гриппа, как мечтала с детства. Не нужно бояться, что совместная жизнь начнется с изнасилования, потому что будущий муж выбрал вариант подешевле. Зачем тратиться на цветы и ухаживания, если можно просто сломать и под угрозой позора для семьи принудить остаться? Не нужно бояться осуждения – 28 и еще не замужем.
А мужчины смогут с легкостью признать, что давно стали слабым полом. Если в стране провозгласить феминизм, то нашим «рыцарям» можно будет с легкостью откинуть забрало, что так мешает смотреть телевизор на диване. Потому как теперь его официально наденет женщина. Фаина Раневская как-то сказала: «Женщина — это не слабый пол, слабый пол – это сгнившие доски». За годы независимости слышали треск под нашим общим домом? Почему не упали? Так женское плечо – это сила.
А если серьезно, то можно будет признать, что у мужчины бывают стрессы и депрессии, и нуждается он в защите ничуть не меньше, а может даже больше своей спутницы жизни. И на самом деле феминизм – это вовсе не мужеподобные бабищи и слащавые мужики, это разговор на равных. И можно просто быть самим собой. Причем не только женщинам, но и мужчинам, а не одиночками, которые молча обязаны решать все проблемы мирозданья, тащить на шее жену, зависшую в Одноклассниках, и переживать, что дети от тебя отдалились. Не случайно мужчины чаще всего отходят в мир иной из-за многочисленных стрессов, когда рядом можно найти взаимовыручку, если правильно построить семейные отношения.
Конечно, тогда придется слушать женское мнение и даже принимать его всерьез. Представляете, наличие груди не означает отсутствие ума! Еще придется оставить сальные шуточки и оценочные взгляды. И даже (страшно подумать) принять за факт, что рядом живет не боксерская груша, коврик для выбивания своих комплексов или мантоварка-пылесос-стиралка в одном наборе. Придется, вспомнить, что женщина – человек, а не в лучшем случае друг человека. И научиться уважать спутницу жизни или ту, которую таковой хочешь видеть.
И, кстати, если вы как мужчина умеете уважать женщину или будучи представительницей прекрасного пола умеете уважать саму себя, то вы уже феминисты. Да-да, и мужчины тоже, потому как главные посылы феминизма – равноправие, свобода выбора, самореализация – соблюдены. Конечно, оставаться нужно в рамках морали и нравственности, но это уже общечеловеческая норма. Как кстати, в принципе, не нормально семейное насилие. И дело даже не в том, что дом-семья – символ безопасности, а в том, что любое преступление должно быть наказуемо.
Так что пусть в нашей жизни будет побольше здорового феминизма. И поменьше возникает вопрос: «Так когда же женщина станет человеком?».
Жеӊишбек кызы Дениза.