Ботанический сад: кто и как гробит «легкие» Бишкека

0
3187

«Только представьте, если бы деревья раздавали wi-fi сигнал. Мы бы сажали так много деревьев, что, наверное, спасли бы планету. Жаль, они производят лишь кислород, которым мы дышим».

«Лакомый кусок» ботанический сад не дает покоя чиновникам самого высокого ранга. Складывается ощущение, что те спят и видят, как бы оттяпать себе участок в этом зеленом раю. «Легкие» Бишкека, благодаря которым, возможно, мы еще не задохнулись в смоге, плотно окутавшем столицу. Кто положил глаз на ботсад и почему ему упорно наносится непоправимый урон?

В Бишкеке почти не осталось парковых зон, где чиновники не урвали бы себе земли для строительства жилья. Правозащитники устали бить тревогу, а «самые честные» суды Кыргызстана раз за разом принимают сторону застройщиков. Каждый очередной мэр клянется не разбазаривать участки в парках, но после его ухода выясняется, что он-таки свое обещание нарушил. И не единожды.

Скандалы вокруг Ботанического сада имени Э.Гареева при Национальной академии наук возникают с завидным постоянством. Несколько лет назад горожане еле отбили сад от попыток построить тут бактериологическую лабораторию. Периодически на территории сада вспыхивают пожары, которые, по мнению активистов, больше похожи на намеренный поджог. В 2013 и 2014 годах они нанесли значительный урон ботсаду, тогда выгорели коллекции барбариса, кизильника, спиреи и можжевельника. По факту пожаров провели прокурорскую проверку и по иску Госэкотехинспекции дело передано в Межрайонный суд. Но рассмотрение затянули, в первую очередь, проигнорировали разбирательство представители ботанического сада. Они не являлись на заседания, в результате дело спустили на тормозах.

Глаз на зеленый рай положила и строительная компания. «Бишкеккурулуш» не первый год пытается завладеть частью участка ботанического сада – свыше 40 соток земли в столичном микрорайоне «Улан», принадлежащие ботсаду и именуемые ими, как «механический двор». Вопрос обсуждался на уровне правительства и премьер-министр Темир Сариев заявлял, что решит его. В обмен на ремонт одной из оранжерей. В августе при правительстве и по распоряжению главы кабмина создана рабочая группа, которая должна решить передавать «Бишкеккурулушу» «производственно-строительная фирма «Бишкеккурулуш» механического двора с земельным участком» или нет. Вопрос так и завис в воздухе. Опять же не без участия неправительственного сектора и общественности удалось этой сделки избежать.

В последнее время вокруг ботанического сада вновь закружили стервятники. На этот раз в их роли выступает не какая-нибудь коммерческая организация, а госструктура – Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства. Вопрос о передаче ботсада встал еще в апреле 2015 года. К первому вице-премьер-министру Аалы Карашеву тогда обратился директор ГАООСЛХ Сабир Атаджанов и тот дал добро. Госагентство пытается прибрать не только ботанический сад, но и институты леса и ореховодства и плодовых культур, которые, аргументируют в ГАООСЛХ, «по профилю занимаются вопросами охраны окружающей среды, экологии, природных ресурсов и лесами КР».

pismo-v-pravitelstvo_01

pismo-v-pravitelstvo_02

Инициатива правительства вызвала шквал критики со стороны общественности. Против выступает и нынешнее руководство сада, а также НАН КР.

Сегодня ботаническим садом заведует и.о. директора Туратбек Мусуралиев. Фактически же, как утверждают сотрудники, управляет всеми процессами главный бухгалтер Жылдыз Урумкулова. Именно они на протяжении нескольких лет планомерно довели состояние ботсада до крайне критического, нанося непоправимый серьезный ущерб и грубейшим образом нарушая законодательство.

Известно, что ботанические сады относятся к особо охраняемым территориям. Но, несмотря на это, в 2013 году по указанию и.о. директора в бишкекском ботсаду проведена массовая вырубка древесных массивов, тогда уничтожено 70% коллекции дубов (здоровых и живых деревьев!) и выпилено 50% лиственницы.

В августе 2014 года директор и главбух сдали в аренду песчаный карьер на территории ботанического сада. «Арендаторы ежедневно в течение восьми месяцев завозили и ссыпали на территорию сада отходы производства завода железобетонных изделий – песчаную пыль, используемую для производства шпатлевки. Еженедельно на территорию ботанического сада заезжало около 50 большегрузных машин. В результате разбито и серьезно нарушено дорожное покрытие сада, предназначенное для пешеходных прогулок. Деятельность арендаторов привела к серьезному пылевому загрязнению не только сада, но и близлежащих 6-го, 7-го и 12-го микрорайонов. В апреле 2015 года жители 6 микрорайона обратились в СМИ, которые провели свое расследование этого вопроса и осветили этот инцидент на телевидении и в прессе. Была привлечена экологическая инспекция. В мае 2015 года арендаторы прекратили свою деятельность. Стоит сказать, что за время аренды территории в кассу ботанического сада не поступало ни тыйына», – заявляют активисты.

Сегодня часть территории ботсада (участок площадью 2 гектара на территории питомника) сдан в аренду корейским предпринимателям для выращивания сорго (веников) и фасоли. В результате перепашки земли и повышенной нагрузки сельскохозяйственных культур теряется ее продуктивность и портится структура почвы. Стоит ли говорить, что это наносит непоправимый урон деревьям сада.

Руководство ботсада деньги делает не только на аренде земли, но и помещений. Больше года сдана в пользование Общественному фонду «Ботанический сад» часть административного здания – биохимической лаборатории. Естественно, не безвозмездно. Под вывеской ОФ на самом деле скрывается коммерческая организация, которая занимается перепродажей автомобилей. «Несмотря на наличие других пустующих помещений, в аренду было сдано помещение, являющееся действующей биохимической лабораторией. В нем полностью выломали и демонтировали все биохимическое оборудование, которое уже восстановлению не подлежит. Сейчас оно складировано в подвале», – говорят активисты.

Неравнодушные граждане всячески помогают восстановить «пошатнувшееся здоровье» бишкекских «легких», благодаря которым мы дышим более-менее свежим воздухом. Но усилия активистов рубятся на корню руководством ботсада. Один из примеров: в мае 2015 года к юбилею Победы личный состав Генерального штаба посадил саженцы березы, 50% которых погибли. Причина – некачественный полив. А летом директор ботсада дал разрешение использовать эту территорию под огород, там теперь посажены помидоры. Не намерено ли загубили молодые саженца березы, ради чьей-то прибыли?

Нелишне будет напомнить и о еще одном случае. В ноябре 2014 года представители Корейского агентства международного сотрудничества (KOICA) инициировали проект по восстановлению партерной части сада (перед административным зданием). Совместно с сотрудниками сада они разработали дендроплан участка из видов и сортов, посадили молодые деревья (к слову, купленные КОICA у руководства ботсада). Проект удачно стартовал, как вдруг и.о.директора требует перепахать все трактором. Сегодня участок находится в запустении.

Стоит ли удивляться, что при таком подходе к работе у коллектива напрочь отбито желание работать. Морально-психологический климат в коллективе тяжелый, сотрудники находятся под давлением руководства. «К тому же, оборудование и научная часть ботанического сада крайне устарела, труды, которые проводятся на сегодняшний день, не имеют научной новизны и ценности. Сотрудники неоднократно поднимали вопрос о пересмотре научных планов и тем работ, но все инициативы не находят поддержки», – говорят активисты.

На открытое противостояние с директором работники ботсада не решаются. Но правозащитникам жаловались, что находятся в зависимости от них. Главный бухгалтер, говорят они, самовольно урезает размеры заработной платы сотрудникам. За все время работы Урумкуловой вынужденно уволились «по собственному желанию» один кандидат биологических наук, один доктор биологических наук, четыре материально-ответственных бухгалтера и четыре секретаря приемной. Это не считая уволенных технических сотрудников – охранников, рабочих и прочих. Их точное число неизвестно.

В правительстве в последнее время заинтересовались ботсадом. В кабмине даже обещают выделить 3 миллиона сомов для развития ботсада. Но что эти деньги? Мизер, по сравнению с тем, что реально требуется. На ремонт одной только оранжереи нужно около 18 миллионов сомов. Не так давно премьер-министр посетовал, что детям некуда сходить в Бишкеке и призвал устраивать походы в ботанический сад. Инициатива хорошая, кто бы спорил, но чтобы показывать школьникам оранжереи их нужно привести в подобающий вид. «Посмотрите, в каком состоянии находится Ботанический сад. Он занимает огромную площадь в центре города, но горожане не имеют туда доступа. Поставили забор, но научные исследования не ведутся. Поэтому в ближайшее время мы проведем специальное выездное заседание с представителями Академии наук и мэрии. Надо принимать кардинальное решение и радикально менять ситуацию», – что конкретно имел в виду глава кабмина, осталось загадкой.

Активисты утверждают, что несмотря на упадок ботанического сада, он имеет большой потенциал для развития. Это крупнейший в Центральной Азии ботсад, в нем пока сохранился состав научных работников, преданных своему делу. «Имеющаяся компетентность сотрудников, материально-техническая база, потенциал территории достаточны для того, чтобы сделать Ботанический сад имени Гареева уникальным на мировой арене, призванным стать местом сохранения и возрождения горно-азиатской флоры», – говорят активисты. Но очевидно, бишкекский ботсад нуждается в честном и эффективном управлении, грамотном руководителе, способном объединить коллектив и восстановить территорию, а не разбазаривать участки в ущерб растениям сада и экологии в целом.

Махинур  Ниязова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.