Казалось бы, совсем недавно мы относили заветные бюллетени в избирательные урны, но уже прошло ровно 100 дней с первого заседания шестого созыва Жогорку Кенеша. Чем же порадовали народ избранники? Ну, помимо десяти загранкомандировок, включая Куала-Лумпур и Катманду. Подумаешь, за три месяца всего-то 21 депутат слетал по разочку, еще пятеро по два-три раза.
Как все помнят, шестой созыв сохранил традиции предшественников (что, в принципе, немудрено, все-таки значимая доля прошлого созыва перекочевала в нынешний). В первый же день на первом заседании обсуждали… Правильно, себя любимых! В последующие недели очень детально изучалось, что же оставить. Помощников, каждый из которых обходится народу в 432 тысячи сомов в год? Или водителей «по цене за единицу» 356 тысяч сомов в год, включая 84 тысячи сомов на командировки? Или… Омурбек Бабанов вообще насчитал экономии на 1,3 миллиарда сомов, если отказаться от второго помощника, водителя, ремонта автомобиля, ГСМ и 50%-ной компенсации за летний отдых. Но, как говорится, народ предполагает, а депутат располагает…
В итоге «слуги народа» отказались от автомобилей, но разрешили себе тратить ежемесячно 40 тысяч сомов сверх заработной платы. З/п, кстати, у прошлого созыва достигала где-то 25 тысяч сомов, к которым доплачивают различные надбавки. Причем, тратить нынешние 40 тыс. можно без отчета. Предполагается, что эта сумма будет расходоваться на командировки, ГСМ, ремонт автомобиля и так называемую «депутатскую стипендию», которую, опять же предположительно, депутаты будут отдавать на благотворительность.
Кстати, интересно, почему на выборы 14 соревновавшихся партий смогли найти порядка 150 млн. сомов (хотя в СМИ указывается цифра намного больше – 778 млн. сомов), а вот 4,5 тыс. сомов в месяц на благотворительность – нужно брать из кармана налогоплательщиков, то бишь народа, чтобы снова народу и раздать? Ведь если на глазок только официально озвученную сумму прошедших в ЖК партий (порядка 260 млн. сомов) разделить на 120 депутатов на пять лет, и то выходит больше 36 тысяч в месяц…
Прочь налет! Прочь налет! Монстру это не идет! (Корпорация монстров).
Помимо столь животрепещущего «себяшного» вопроса, начало заседания парламента было отмечено сразу двумя скандалами. Первый кресельно-чресельный, когда новому созыву решили закупить кресла. Да не простые, а «золотые». 120 штук на 2,6 миллиона сомов, то есть более чем по 21 тысяче за штуку. Несмотря на сломанное прямо во время пленарного заседания кресло одного из депутатов, народное возмущение заставило отменить тендер.
Информационная война закончилась 1:0 не в пользу кресел. Чреслам обещали, что кресла все-таки приобретут. Но летом. Подешевле. Да такие, чтобы на 20-30 лет хватило. И чтобы в них лежать нельзя было. Табуретки что ли?
Центром второй шумихи стал дресс-код для журналистов. Мол, нечего светлые очи застить «спортивной, вызывающей или экстравагантной одеждой». Это при том, что на гонорары нашей журналистики дальше джинсов с кроссовками в принципе не разбежишься. Да и «кодировали» избирательно, в основном тех, кто парламент критиковал. А именно 24.Kg и Res Publicа.
Обустроив «гнездышко» народные избранники наконец-то приступили к столько ожидаемому от них труду. Хотя были и те, кто битву за кресла, причем через суды, закончил буквально недавно. Чего стоит только эпопея с Жыргалбеком Саматовым, прошедшим «огонь и медные трубы» судов и ЦИКа, но все-таки сумевшего добиться заветного значка.
Так чем же 100 дней занимались депутаты? Предлагали ввести ответственность за исполнение шансона, чтобы уберечь детей от популяризации криминальной жизни. Предлагали не выпускать население в теплые страны на зимние каникулы (в частности, в Египет из-за угрозы терроризма), при этом подготовив местные пансионаты и горнолыжные базы. Спорили, нужно ли переводить слово «морг» на кыргызский язык. Разрешили трансплантацию органов частным клиникам (правда, президент его н подписал).
Еще одна инициатива – продажа билетов в театр как обязательного приложения к алкоголю, сигаретам и бензину. Наше искусство, и так опущенное в сфере финансирования где-то на уровень плинтуса, покатилось еще ниже – на уровень выпить-покурить. Хотя после банкета на сцене театра оперы и балета уже ничему не удивляешься. Кстати, ходить в театр купленная бутылка водки не обязывает, достаточно просто перечислить 100 сомов на искусство.
Партия сказала «Надо!», комсомол ответил «Есть!». Ударим 100-грамом по пробелам искусства…
С другой стороны, было предложено празднества ограничить. Причем, все разом – от государственных до семейных. Ну, с корпоративами понятно, сколько можно за счет бюджета отмечать. Понятен и запрет на праздники в стенах госучреждений, хотя далеко не каждый чиновник может позволить себе кафе-ресторан на свою заработную плату. Так что 100 гр. «фронтовых» под принесенные из дома салаты и сегодня является нормой для многих.
Но вот семейные мероприятия… Обряд «бешикке салуу» (когда ребенка впервые укладывают в колыбель) теперь можно проводить только в кругу семьи. На обряд «тушоо кесɣɣ» (перерезание пут) звать не более 100 гостей, причем подарки можно дарить только ребенку. Для «ɣйлɵнɣɣ той» установили лимит на 150 человек, 5 автомашин для поездки в ЗАГС и один день гуляний без киита (дарения одежды) гостям. Запретили на торжествах и осыпание деньгами.
Также предлагается запрет на забивание крупного рогатого скота и лошадей для обрядов «жаназа», «третьего дня», «седьмого дня», «сороковины», «годовщины» после смерти. Оплачивать можно только могильщика и обмывальщика. Проводить же торжества и обряды можно будет только по выходным, а в будни после 18.00. Кончил дело – гуляй смело!
Параллельно работе на благо народу нардепам предложили потаксовать на камеру, мол, чтобы «укрепить связи между Жогорку Кенешем и избирателями», помочь им «услышать глас народа». Что ж, логично. Если в первые же дни наступила амнезия и забылись обещания про привилегии, то следом обычно приходит тугоухость – начинают народ плохо слышать. Этот диагноз любой кыргызстанец подтвердит, даже к врачу ходить не надо.
Но были и хорошие моменты. Депутаты отсрочили обязательное страхование автовладельцев на три года, подняли проблемы маленьких пайковых для сотрудников МВД. К слову, ежедневно сотрудникам милиции предлагают кормиться на 60 сомов, в МЧС – на 84 сома. А вот служебных собачек кормят все-таки получше, на 93 сома в день. Правда, всех переплюнули таможенники со своими 256 сомами. Но это другая песня о том, почему труд четырех «служащих» государство ценит по-разному…
Еще из хорошего – депутаты выявили завышение цен материалов на строительство Верхненарынского каскада в два-три раза. И параллельно денонсировали соглашение с Россией о строительстве и эксплуатации Верхненарынских ГЭС. Хорошо это или плохо время покажет. Также как нам всем предстоит узнать, как можно жить на утвержденный ЖК бюджет на 2016 год.
Вот такие насыщенные 100 дней. К слову, на заводах Генри Форда больше всего платили ремонтникам за то, чтобы они не работали. Да-да, именно не работали. Потому как только загоралась красная лампочка, свидетельствующая о поломке, из зарплаты ремонтника вычиталась определенная сумма. Может, и нам повсеместно красные лампочки установить?
«Мы думаем о светлом будущем сегодня. Мы – корпорация монстров! Мы пугаем – вас оберегаем!». А вдруг в этот созыв пронесет, и корпорация монстров останется только мультяшной страшилкой, а не реальностью нашей независимости?
Жеӊишбек кызы Дениза.