В распоряжении Res Publica оказались документы, доказывающие причастность некоторых высокопоставленных чиновников и политиков к зданию бывшего газетно-полиграфического предприятия «Эркин-Тоо». Что они намерены построить на месте памятника культуры?
Многим памятникам культуры в Кыргызстане «не повезло» оказаться в центре Бишкека – в районе нынче очень востребованном и дорогом. То и дело у политиков, чиновников и просто толстосумов чешутся руки прибрать участок или здание в столице. На месте вырастают очередные торговые центры или многоэтажные дома, абсолютно в общую архитектурную композицию не вписывающиеся.
Здание «Эркин-Тоо» тоже попало в поле зрение «кошельков» в 2001 году. Лакомый кусок находится на бульваре Эркиндик и занимает целый квартал от улицы Киевской до проспекта Чуй. В сентябре 2001-го Госкомимущество КР провело коммерческий конкурс и продало 40% государственного пакета акций АО «Эркин-Тоо» за… 1 млн 230 тысяч сомов некой ОсОО «ЭНиК».
Позже прокуратура выявила множество нарушений при проведении этого аукциона. В материалах надзорного органа говорится, что «с целью устранения возможных конкурентов от участия в конкурсе, сообщение о продаже акций было опубликовано в ограниченных экземплярах газет «Эркин-Тоо» от 8 августа 2001 года и «РИФ» от 10 августа 2001 года на страницах № 15, а в основном тираже, предназначенном для распространения по всей республике, такое сообщение отсутствовало».
К тому же, проверка выявила, что 40 % акций АО «Эркин-Тоо» незаконно продали до того, как ЖК КР утвердило программу приватизации государственной собственности на 2001-2002 годы. Ее парламент принял только 31 января 2002 года.
Спустя почти год, 19 августа 2002 года, власти продали и оставшуюся часть государственного пакета акций – 40,6%. Доля также реализована через конкурс «на законных основаниях» Ж.Сыдыгалиеву за 2 млн 100 тысяч сомов.
По этому факту в августе 2005 года прокуратура Бишкека также возбудила уголовное дело по двум статьям УК КР.
Стоит отметить, что директором ОсОО «ЭНиК» на тот момент был Данияр Шабданов – ныне мэр Кара-Балты. Во время следствия он дал показания, что директор ОА «Учкун» Каныбек Иманалиев (ныне депутат, член фракции «Ата Мекен») дал ему рекламное объявление о продаже 40% госпакета акций АООТ «Эркин-Тоо» и попросил передать его главному редактору газеты «РИФ-обозрение» Ильсу Исакову для публикации. Последний был замглавного редактора издания, учредителем которого на тот момент являлся… Каныбек Иманалиев.
В итоге следствие предъявило обвинение главреду «Эркин-Тоо» Мырзакат Тыналиеву и Исакову. Иманалиева и Шабданова тогда печальная участь миновала. Итоги конкурса, прокуратура постановила, отменить. Но правопреемник ОсОО «ЭНиК» — «Ак-Канат» обжаловало решение надзорного органа в суде. И Фемида приняла сторону новых совладельцев здания.
Однако прокуратура Бишкека не оставляла попыток и вновь обжаловала решение. В итоге в феврале 2006 года в отношении Иманалиева и еще двоих фигурантов материалы уголовного дела выделили в отдельное производство. Тогда же в марте 2006 дело в отношении Тыналиева и Исакова передали в Октябрьский районный суд для рассмотрения по существу.
На том и забыли о здании и доле в ней чиновников.
В конце 2015 года вновь вспомнили о собственниках «Эркин-Тоо», когда встал вопрос о сносе здания. Как выяснилось, его исключили из Государственного списка памятников истории и культуры республиканского значения. «Здание утратило архитектурную, градостроительную и историко-культурную ценность и восстановлению не подлежит», — заявили журналистам в Минкультуры.
Из документов, предоставленных Res Publica, стало известно, что разрешение на исключение здания из списка памятников дал Темир Сариев. Будучи министром экономики он буквально за неделю изменил свое мнение и дал добро на «списание» бывшей типографии, а соответственно его снос. В письме Минэкономики в адрес Государственного агентства архитектуры, строительства и ЖЭК говорится, что Минэкономики повторно рассмотрело проект постановления правительства «О реконструкции и регенерации территорий бывшего здания газетно-книжного полиграфического предприятия «Эркин-Тоо» и бывшего кафе «Сон-Куль». «Исходя из названия и преамбулы проекта постановления планируется реконструкция и регенерация зданий, однако, в проекте предусмотрено придание объекту, указанному в пункте 70 Государственного списка памятников истории и культуры Кыргызской Республики республиканского значения, утвержденного постановлением правительства КР от 20 августа 2002 года № 568, статуса «утрачен» для его дальнейшего сноса.
Необходимо отметить, что статьей 36 Закона Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия», снос, перемещение, перестройка, изменение объектов историко-культурного наследия допускаются только по разрешению правительства КР при внезапном разрушении памятника в результате стихийного бедствия и угрозы утраты исторической, научной, художественной и другого рода ценности объекта.
Кроме того, статья 27 вышеуказанного Закона установливает, что исключение объектов всех категорий учета из списков объектов историко-культурного наследия запрещается. Пометка «утрачен» вносится в списки объектов историко-культурного наследия только в случае утраты или разрушения объекта историко-культурного наследия».
Но спустя всего неделю, 2 апреля 2015, Темир Сариев, похоже, передумал. В повторном письме Госархтрою он уже пишет иное. «Настоящим Министерство, в дополнение к письму от 27 марта 2015 года сообщает, что к проекту постановления правительства КР «О реконструкции и регенерации территорий бывшего здания газетнокнижного полиграфического предприятия «Эркин-Тоо» и бывшего кафе «Сон-Куль», в рамках компетенции установленных положением, утвержденного постановлением правительства КР от 20 февраля 2012 года № 117, замечаний не имеет. Также сообщает, что к указанному проекту постановления правительства Кыргызской Республик не требуется проведение анализа регулятивного воздействия (АРВ)».
Вот так одним росчерком будущий премьер-министр страны решил судьбу здания.
Что вырастет на его месте – новый торговый центр или «элитный» дом – в ведомстве не уточнили, заявив, что о дальнейшей судьбе бывшего газетно-полиграфического предприятия им ничего неизвестно, поскольку оно давно перешло в частное владение. О владельцах в кабмине тоже особо не распространялись.
В мэрии же сначала заявили, что без разрешения градостроительного совета здание не снесут и уж тем более не начнут стройку на его месте.
Сегодня известно, что акционерами «Эркин-Тоо» являются 242 человека и юрлица. Уставной капитал 3 миллиона 42 тысячи сомов.
Самого Шабданова и Иманалиева среди акционеров нет, но зато их супруги тут. По закону, как отметили юристы, жены родственниками не являются и претензий к чиновникам предъявить нельзя.
Сами Шабданов и Иманалиев для комментариев оказались недоступны.
Махинур Ниязова.