Будет ли свободной дочь независимого Кыргызстана?

0
717

Депутаты Жогорку Кенеша шестого созыва предложили запретить проведение религиозного обряда «нике» до регистрации в ЗАГСе. Вновь. Потому как тема эта для Кыргызстана не новая. Еще пять лет назад депутат Айнуру Алтыбаева разработала законопроект “О внесении изменений и дополнений в Закон “О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР”. Таким образом, парламентарий попыталась защитить права женщин и усилить ответственность мужчин за семейные и постсемейные отношения. Ведь без печати из ЗАГСа мужчина после развода по-настоящему свободен: ни имущественного дележа, ни алиментов. У детей же чаще всего не имеется даже свидетельств о рождении.

Тогда предлагалось ввести штраф для имамов в 1000 сомов. 22 доллара по курсу пятилетней давности, 13 долларов сегодня. Но после прохождения всех фракций и четырех комитетов по итогам голосования на пленарном заседании только треть депутатов поддержала законопроект. Еще треть нашла более важные дела в тот день. По словам самого парламентария, против проголосовали большей частью мужчины.

И вот к теме «нике» вернулись депутаты Аида Салянова и Эльмира Джумалиева. Причем, в этот раз наказание предлагается ужесточить: за освящение брака по религиозным обрядам до государственной регистрации давать до трех лет, за проведение священнослужителями обряда бракосочетания с несовершеннолетними лишать свободы до пяти лет.

Вот только 100%-ной поддержки в обществе идея опять не получила. На форумах нашлись такие, кто воспринял поправки в законопроект как выступление против института брака. И те, кто искренне изумился, неужели в стране не нашлось забот поважнее. Ну, кроме чучука, конечно. Но это другая история.

А пока… По данным ООН, ежегодно в стране совершается более 3,5 тыс. преступлений против женщин. По разным данным, от 23 до 32 девушек похищаются каждый сутки. Получается, практически каждый час – 45 минут в стране совершается насильственная кража, которая в цивилизованном мире трактуется однозначно – киднеппинг. Учитывая, что каждую пятую похищенную насилуют, говорить о красивом обычае уже не приходится.
И число ранних браков с каждым годом не уменьшается. Напротив, к примеру, в Нарынской области, по информации ЮНИСЕФ, с 2006 по 2014 годы число ранних браков выросло с 9,7 до 19,1%

Эту печальную статистику подтверждают и данные Национального статистического комитета. Медико-демографическое исследование выявило 15% женщин вышедших замуж до совершеннолетия, в том числе 1% — до достижения 15 лет.  Основная часть таких браков заключается в сельской местности. Исследование ЮНФПА показало, что 64% сельских жителей под браком понимает именно «нике». Соответственно, неудивительно, что только один из десяти школьников смог назвать правильный возраст вступления в брак. Да и что такое сам брак нынешние выпускники толком не знают. Всего для 43% — это регистрация в ЗАГСе, для 42% — «нике». Обычное совместное проживание назвали брачными узами – 8%, а еще 2% понимают под браком кражу невесты.

И ведь именно с кражи невесты чаще всего начинаются ранние браки. Взрослая женщина не позволит сломить или запугать себя, как 15-летняя девочка. Да и перед угрозой «позора» от возвращения легче устоит.

И самое главное, что не было бы понятия «позор», если бы общественное мнение удалось повернуть на 360 градусов. Если бы общество начало понимать, что кража невесты по сговору влюбленных – это красивая традиция. Кража невесты и зачастую изнасилование – это уголовное преступление. Принуждение к браку несовершеннолетней девочки, по сути лишение свободы, это преступление. В XXI веке в светском (!) государстве пять лет не могут принять закон, который защитил бы права несовершеннолетних детей на образование, свободу выбора и безопасное материнство. Только в этом году было зарегистрировано более тысячи беременностей среди несовершеннолетних.

При этом безопасность и комфорт семейных ценностей очень даже может включать религиозную составляющую. И свобода вероисповедания, прописанная в Конституции, вполне позволяет внести в семейный союз мусульманские каноны. Но только каноны настоящего ислама, а не подменного малограмотностью.

Ведь, ислам не превращает женщину в бессловесное существо. Например, ислам разрешает женщине потребовать развод, если муж не обеспечивает ее материально. А после развода все дарованное и приобретенное имущество остается у женщины, чтобы она могла сама себя обеспечивать. Как-то не похоже это на тех девочек, которые до совершеннолетия прошли обряд «нике», а потом остались без крыши над головой и алиментов на детей.
Да и возраст наше Духовное управление мусульман определяет под «нике» целой системой вступления в брак. Молдо сначала объясняет молодоженам, какие обязанности у жены и мужа, как строить семейные отношения. И только потом при свидетелях спрашивает согласие на этот брак. Да и возраст в нашей стране определяют все-таки в 18 лет.
В средние века, когда средняя продолжительность жизни равнялась 35 годам, восемнадцать было как наши 50-ть. Соответственно, люди раньше взрослели, раньше выходили замуж или женились. Но после того как мы добились равенства прав женщин, в том числе политические, уместно ли потомкам Алайской царицы, восставшей против собственной кражи, вновь отправляться в средневековье?!

Хотя это очень удобно. Не нужно завоевывать, бороться за свою избранницу. Не нужно бояться отказа от девушки, получившей высшее образование и имеющей профессию. А маленькую девочку можно просто задавить, сломать.

Не потому ли мужской контингент никак не хочет способствовать ужесточению ответственности за попрание прав еще не женщин и уже, быть может, так и не выросших в женщин, девочек. Тех самых девочек, которых в Кыргызстане каждый день лишают детства, мечты, уверенности в том, что семья – это состояние безопасности.

Марина Гречанная.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.