Буквально на днях Кыргызстан был шокирован новостью о гибели первоклассника Даниеля. Мальчик, ушедший школу, так до класса и не добрался. Его похитила с целью выкупа неоднократно судимая за кражи и мошенничество Майрам А., соседка родителей ребенка по новостройке «Ак-Босого» в Бишкеке. В итоге — ребенок мертв. Было ли это передозировкой димедрола, как утверждает сама обвиняемая, или удушение, на что указывает след от триангуляционной борозды, еще предстоит ответить судмедэкспертизе. Ребенка это уже не вернет. Да и горе матери не облегчит.
Как, впрочем, и выяснение, были ли поставлены в известность родители о том, что ребенок не пришел на занятия. По словам директора школы №81, где учился Даниэль, Чынары Джамгырчиевой, в тот злополучный день классный руководитель пыталась дозвониться до мамы мальчика, но сеть была занята. Потом вечером, в 18.30, мама якобы сама показала СМС-сообщение из школы и пояснила, что не придала ему значения. По данным МВД, сообщения не было.
Вопрос о том, насколько корректно требовать от получающих мизерную зарплату учителей переполненных классов звонить или отправлять СМС-ки, оставим министерству образования. К образованию в Кыргызстане вопросов вообще много… Да, большей частью остаются они риторическими.
Кстати, еще в июне мэрия Бишкека сообщила о запуске пилотного проекта по чипизации учеников. Специальные считывающие устройства в школах должны сообщать родителям о том, что их чадо вошло в задние, пришло в столовую и отправилось домой. Проект презентовали в декабре, определив для пилотирования Октябрьский район Бишкека. Причем, в систему безопасности входит не только СМС-рассылка, но и возможность родителям отслеживать ребенка через камеры видеонаблюдения. Первые три года финансировать проект готовы доноры, потом опыт планируется распространять повсеместно. Это, по идее мэрии, должно обойтись родителям в 200 сомов в месяц на одного ребенка.
И сразу же данная мера встретила определенные нарекания в родительских кругах. Имея на руках трех, четырех, пятерых школьников сумма не кажется такой уж незначительной, особенно, если учесть постоянные «добровольные» взносы на ремонт, классные нужды, кое-где охрану. А еще есть подарки учителям, елки и подарки уже детям. Плюс покупка школьной формы, вылившаяся в скандал в этом году.
Понять родителей можно еще и потому, что проект с турникетами также начался в традициях «хотели, как лучше, получилось, как всегда». В прошлом году родителям предложили скидываться по 270 сомов, включив в стоимость услуги не только чип для ребенка, но также ворота, плитку и навес для турникета. Насколько от пилотной школы-гимназии №13 опыт перекинулся на остальные учебные заведения, каждый может судить по школе своего ребенка. Но, судя по обращениям в СМИ и к депутатам, кое-где это собирать стали загодя.
К сожалению, в нашей стране пилотирование редко имеет продолжение. К примеру, вы знаете о продолжении проекта «Безбумажных школ» фонда «Сорос», который прошел в 2013 году? В рамках проекта предлагалось всю школьную информацию размещать не в папках или на стендах, а на сайтах. Или об электронных дневниках, о которых говорится уже лет шесть? Инициаторы педалируют на то, что благодаря системе СМС каждый родитель будет знать о посещаемости, оценках, расписании и домашнем задании на следующий день.
Готова к забрасыванию помидорами, но разве не должен каждый родитель узнавать об этом у своего ребенка, обсуждая с ним вечером «Как дела в школе?». И разве не должен каждый убедиться, посещает ли любимое чадушко уроки, сначала доведя до школы, а потом встретив после уроков? Да, работающим родителям сложнее. Но всегда в классе найдется мама-домохозяйка, не отменены еще бабушки-дедушки, старшие дети. И разве не родители должны, названивая учителям, беспокоиться о том, не сбегают ли оболтусы с уроков? По крайне мере в моей школе, той самой, где учили «книжки добрые любить и воспитанными быть», было именно так.
Вообще понятие родительской ответственности во всем мире начинается с планирования семьи. Недавно Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) провел в Бишкеке, Таласе, Чуйской и Таласской областях исследование как раз-таки на эту тему. И результаты не очень впечатлили. Каждый третий в стране считает, что планировать не обязательно, мол, все в руках Божьих. Ничего, что число разводов в стране увеличивается, за десять лет в полтора? В прошлом году такое решение приняли 9 235 семей.
О том, насколько тяжело женщинам потом самим растить детей, практически нигде не говорится. В стране вообще словно не существует понятия «мать-одиночка». Более-менее признается наличие матерей с детьми с ограниченными возможностями здоровья. И то, скорее потому, что они не перестают беспокоить правительство просьбой организовать хоть какие-то выплаты. Ведь вынужденным сидеть дома с ребенком, которому требуется постоянный уход, чаще всего брошенным мужьями, им приходится как-то выживать на детские пособия. Министерство труда и социального развития их поддержало, предложив надбавки к пособиям, а затем и приравнять уход за ребенком к труду, — дело за министерством финансов. Но проблема выбора между работой и детьми остается насущной для большинства семей, как полных, так и неполных.
После действительно трагедии с Даниэлем мэрия Бишкека издала повторное распоряжение о том, чтобы школы подписали договоры с родителями об обязательном сопровождении детей до классов. Заметьте, повторное (!) распоряжение. Значит, уже говорили, уже обращали внимание на необходимость быть более ответственными, а не перекладывать заботы на учителей, закрывая за ребенком двери дома.
В прошлом году ГУВД инициировало запрет подросткам до 16 лет находиться без сопровождения взрослых после 22.00 часов на улицах, стадионах, в парках, скверах, в общественном транспорте, интернет-клубах, коллекторах, теплотрассах, строительных площадках, крышах, даже чердаках. Правда, правозащитники назвали эту мерой нарушением права на передвижение и возможностью для новой коррупции. В этом году запрет наложил уже парламент, включив в список запрещенных мест — места продажи спиртных напитков, причем независимо от времени суток. Нерадивым родителям теперь выписывают штрафы от 300 до 500 сомов, должностным лицам — от 500 до 1000 сомов, предпринимателям или юридическим лицам — от 1000 до 1500 сомов.
Живем по этому закону уже почти полгода. Да вот всего за один день в декабре в рамках рейда милиции «Подросток-ночь» только в Бишкеке было выявлено 276 детей по кафе и игровым салонам. Причем, по фотографиям, сделанным сопровождавшими журналистами, заказ малолетних эпикурейцев в разы превышает установленный родителям штраф. И ведь гуляют не на свои…
Конечно, в кафе сидит контингент уже постарше, не первоклашки, которых легко заманить и похитить. Но понятие «родительская ответственность» от этого ведь не меняется, правда? И что делать в тех случаях, когда нельзя часть обязательств свалить на школу? Как, например, это было в День Независимости, когда милиция вынуждена была разыскивать родителей 68 потерянных на площади детей.
В этом отношении Западу помог дисциплинировать родителей размер суммы штрафа. В Великобритании с 2009 года родителям прогульщиков светит три месяца тюрьмы. Это весьма стимулирует самим звонить в школу и лично встречать после уроков. А в США родителей могут арестовать даже за то, что оставили ребенка младше 12 лет одного дома. Причем, блюдут мам и пап их же соседи, которые сообщают в специальные органы, и придется родителям еще и посещать специальные воспитательные курсы. Такая же система действует и в Германии, правда, возраст установлен до 14 лет и время ограничено — не более 15 минут ребенок может оставаться один. Кстати, на Западе принято, что родители отвечают и за правонарушения своих детей, возмещая убытки. Так, в Калифорнии за детский вандализм родители выкладывают до 300 тысяч долларов.
У нас же чиновники строчат распоряжения, школы проводят беседы с родителями, а воз и ныне там. Замкнутого круга детской безопасности пока, к сожалению, не получается. Не получается еще и потому, что мы до сих пор учим детей остерегаться незнакомцев. По статистике министерства труда и социального развития, только 10% насилия в отношении детей исходит от незнакомцев, остальные 90% — соседи, знакомые, родственники. И это уже по настоящему страшно. Те, кто должны защищать, те, кто составляют мир маленького человечка, оказываются самыми ненадежными.
Всего за несколько дней до гибели Даниэля была еще одна смерть первоклашки в Базар-Коргоне. Там родная тетя забила племянницу палкой якобы за то, что девочка отказывалась делать уроки. Самое циничное в этой истории то, что мать проживает в соседнем селе с другими тремя детьми, а девочку отдала тете на воспитание. При том, что сама тетя, имея семерых детей, воспитывает самостоятельно только младшую, раздав шестерых по родственникам. Зато собрала документы на звание «мать-героиня»…
Марина Гречанная.